Не повезло

Могилу основателя Сибирского отделения академика Михаила Алексеевича Лаврентьева и его супруги Веры Евгеньевны не осквернили — банально ограбили. 

Потому что в 500 метрах от кладбища открыт пункт приема цветных металлов. Вот и стащили с надгробья великого человека 14 бронзовых орнаментов в форме сигмы, эмблемы СО РАН. А с оградки захоронения академика Валентина Афанасьевича Коптюга не погнушались сорвать маленькую калиточку из алюминиевого сплава.
 
Потому что при всем астрономическом количестве и разнообразии российских запретов законодатели сквозь пальцы смотрят на скупку цветмета — бизнес столь же заведомо криминальный, как наркоторговля. У нас запрещают пиво на День города, иностранное усыновление, голландский сыр из Голландии, курение на остановке. Даже Академию наук чуть было полностью не запретили. А прием цветных металлов у частных лиц — нет, воруйте на здоровье и с выгодой.
 
Потому что академгородковская полиция не патрулирует кладбище. Ни ночью, когда орудует ворьё, ни ясным днем. Сравнительно мелкие кражи правоохранителям не интересны. Своё отсутствие они также списывают на то, что некрополь находится не в городской черте, а уже в сельской местности. Пускай коллеги из Барышево дают кругаля за тридцать верст. На формально загородной земле сегодня оказались не только могилы, но и микрорайон «Серебряное озеро», жилищные кооперативы «Сигма» и «Веста». Академгородок давным-давно распространился на областные территории. Но слова об изменении городской границы остаются словами — на фоне вздохов о юридической невозможности сделать Новосибирск на несколько сотен гектаров просторнее. На самом же деле (и далеко не только в этом вопросе) чиновничьей братии недостает политической воли и ответственности.
 
Потому что на кладбищах сократили ночных сторожей. Оптимизация затрат на персонал. И это тоже бесстыдный тренд сегодняшних властей: экономить на насущном, на живом, на повседневном. Зато с барским размахом транжирить бюджет на показуху. Прежде ледового дворца нужно отремонтировать и переоборудовать все больницы. А миллионы рублей, потраченные на «региональный маркетинг», «имидж территории» и прочее фуфло — это фонд зарплаты охранников. Которые могли бы стеречь не столько могилки, сколько нашу память, совесть и благодарность. И все разговоры о том, что будто бы в бюджетообразовании не существует альтернатив, что неправильно требовать нормальных дорог вместо экономических форумов — бессовестная демагогия. 
 
Потому что с Академгородком Новосибирску очень повезло. Лаврентьев со товарищи своим выбором места для нового научного суперцентра даровали городу ни с чем не сравнимое преимущество, причем на далекую перспективу. 
 
А вот Академгородку с Новосибирском, похоже, повезло не очень. 
 
Андрей Соболевский