O Sole mio!

 

Еще совсем недавно за окном можно было наблюдать пятьдесят оттенков серого, и даже вечнозеленые и вечнопрекрасные хвойные стояли какого-то странного, неопределенного цвета. Впрочем, неудивительно: метеорологи говорят, что за последние три десятилетия в Новосибирске практически вдвое сократилось количество ясных дней.

Знакомое каждому жителю Сибири ощущение когнитивного диссонанса: с одной стороны, хочется солнца. С другой — мягкой зимы. К сожалению, эти две вещи нельзя совместить, ведь последнее обусловлено наличием циклонов, в центре которых находится область пониженного давления, не способного разогнать облака (впрочем, это и не нужно, так как именно они задерживают тепло). «Ясность» приходит, наоборот, с появлением антициклона — небо очищается и становится радостно-голубым, а мы попадаем в стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Мороз и солнце», в первую очередь, потому, что наше дневное светило зимой стоит слишком низко и не способно полноценно нагревать воздух. Летом, кстати, роли циклона и его антипода меняются: в первом случае облачно и дождливо, во втором — сухо и тепло.

Бесплатный витамин

Статья «Vitamin D and health» начинается с достаточно очевидной констатации печального факта: «Если вы живете севернее линии, соединяющей Сан-Франциско и Филадельфию, а также Афины и Пекин, то недополучаете витамин D».

Кстати, если ввести название последнего в базу данных PubMed, то поисковая система выдает больше шестидесяти тысяч результатов. Это намного меньше, чем, например, у рака (свыше трех миллионов), но несколько превышает количество статей по запросу «influenza virus». В отличном и достаточно исчерпывающем научно-популярном материале Вероники Благутиной говорится: «Единственное, что можно сказать с уверенностью, — за этими исследованиями нет никакого фармакологического лобби и специальных интересов. Ведь солнечный свет на Земле совершенно бесплатен, а умеренное и безопасное пребывание под его лучами вполне способно обеспечить рекомендуемый уровень витамина в крови».

Правда, нужное соединение можно получить и из еды — белых грибов, печени рыб — однако, этого будет недостаточно: всего около 10% от суточной нормы. Опять же, можно принимать фармацевтический продукт, но и это не панацея. Без главного источника — солнечных лучей — человек, конечно, способен прожить, но не сказать, чтобы уж очень хорошо. Наверное, практически каждому сибиряку знаком эффект зимних месяцев, особенно последних, к которым относится и март: просыпаешься утром, смотришь в зеркало и видишь типичное дитя подземелья, причем, как внешне, так и внутренне, осталось только дождаться своего Короленко, чтобы послужить ему музой. Главное здесь — не заиметь различные нехорошие последствия нехватки витамина D. Среди них, как говорят исследователи, помимо рахита и остеопороза, есть и рассеянный склероз, сахарный диабет и даже онкология. Словом, повод тосковать по солнцу есть, и весьма серьезный.

Ничто человеческое…

В древние-древние времена у древних-древних славян Солнце воплощалось аж в трех персоналиях: Дажьбог, Хорс и Ярила. Первый замыкал зиму и отворял лето, а также покровительствовал свадьбам, со вторым все достаточно непонятно, а третий — прекрасный юноша, олицетворяющий весну, отвечал за возрождение природы в целом и жизненных сил наших предков в частности. Кстати, весьма характерная вещь: оба-два «отечественных» божества, о которых известны их спецификации, связаны еще и с пробуждением окружающего мира после оков злобного Корочуна, или Карачуна (отношение чувствуется прямо по именам, да), тогда как, к примеру, греческий Гелиос — просто бог исключительно солнца. Правда, потом ему пришлось передать бразды правления Аполлону, который взял под контроль прорицания, медицину, а также творчески-интеллектуальные занятия, но ни тот, ни другой и слыхом не слыхивали о том, что, оказывается, дневное светило можно связать со сменой времен года и плодородием — для этого климат в Греции не тот.

Есть еще один нюанс: Ярило считается умирающим и возрождающимся богом, его ближайшие аналоги в древних мифологиях — Осирис и Бальдр. С первым нам не по пути, он имеет мало отношения к сезонности, а вот второй — вполне коллега славянина. Правда, считаясь богом весны и весеннего возрождения природы, Бальдр не покровительствовал непосредственно солнцу, которое возила в колеснице прекрасная девушка Соль (конец ее будет в рамках Рагнарека ужасен, впрочем, как и у многих других, повезет лишь некоторым).

Другими словами, вывод, пусть и всего наполовину серьезный, напрашивается такой: больше всего по весне и солнцу тосковали наши предки, персонифицируя и то, и другое совокупно — и разве это может показаться странным, если выглянуть за окно?

Зима, давайдосвидания!

Если обратиться к христианской традиции в российском воплощении, можно увидеть: несмотря на то, что два из ряда основных праздников приходятся на зиму (Рождество и Крещение), к ним «пристегнуты» еще и, если можно так выразиться, «темные» обычаи. Гадания, в первую очередь. Действительно, а когда еще? Темно, холодно — так намного страшнее и увлекательнее, чем, к примеру, в середине лета. Собственно, и сами варианты прозревания будущего в «зимнем» варианте несколько более жуткие: не только швыряние обуви или загадывание на сон, но и литье воска при свечах, использование домовых либо банников (прямо скажем, не самых милых в мире существ), а также различные вариации зеркального коридора (одна, в бане, сняв крест, при свечах — брррр!). То ли дело купальские гадания: на венке, на травах, на огне, на кругах по воде.

Кстати, если  покопаться в памяти, то она не подскажет никаких обрядов, связанных со встречей зимы. Ну там, например — радостное приветствие первому снегу, швыряние в костер каких-нибудь даров осени… Зато про оставшуюся нам от язычества Масленицу вспомнит каждый: блины, снежные горки, которым осталось совсем немного быть на этом свете, и — главное! — сжигание чучелка времени года, к концу февраля-началу марта ставшего уже окончательно ненавистным.

Екатерина Пустолякова

Фото: 1 — Ю.Позднякова, коллаж изготовлен Е. Пустоляковой с использованием фотографии из Музея Солнца