Второе кино более сюжетно: это один день академгородковского школьника. «Пионерская зорька», зарядка, хлеб с маслом и сахаром на завтрак. Кроличья ушанка, пальто и валенки. Правописание — шариковые ручки уже разрешили, но левшей переучивают на правую руку. После школы — за молоком с авоськой, затем к бабушке на чай. Стоп, стоп! Почему пионерский значок на правой стороне? И мелькнувшая на полсекунды надпись «Гимназия» за спинами учениц в фартучках — это как?
А так, что кадры первого фильма были отсняты в 1968—1969 годах на пленочную кинокамеру, чудом сохранились, и уже затем были оцифрованы и смонтированы. Второе же кино — очень тщательная реконструкция, сделанная старшеклассниками гимназии №3 под руководством кандидата исторических наук Татьяны Геннадьевны Рубинштейн. И то, и другое показывали на втором форуме «Место силы и свободы». Формат которого — микс из докладов и фильмов, выставок и инсталляций, дискуссий и сценических постановок, песен и танцев. Их объединяет общая тема — жизнь научного центра во все времена — и инициатор, основатель Интегральной квартиры-музея Академгородка Анастасия Германовна Безносова-Близнюк. Она же выступала содокладчиком по теме «Обмен и шеринг». Последнего слова в СССР не знали, но давали попользоваться, например, пылесосом или садовым инвентарем, и щедро делились излишками из погребов. «Если бы вам по талону выделили сапоги 39 размера, а нужен 37, то за два дня вы их поменяли бы», — рассказала преподаватель НГУ кандидат философских наук Татьяна Владимировна Барчунова.
Анастасия Безносова-Близнюк
Форум «Место силы и свободы» проходил на площадке «Точка кипения» Академпарка. С 13-го этажа открываются феерические перспективы, от островов Обского моря до территорий застройки «Академгородка 2.0». А по эту сторону окон — ретроспективы. «Точка кипения» устроена так, что на сцене может говорить лектор или танцевать группа девушек, в сторонке бренчать на гитаре бард, в другом конце помещения посетители обсуждают выставку — и никто никому не мешает. Выставлено было много чего: одежда, обувь, шляпки (их в коллекции Интегральной квартиры-музея больше полусотни), старые фотоаппараты и принадлежности, альбомы, стенгазеты, книги.
Книги. Если коллекции академиков-основателей Академгородка нашли место в их мемориальных кабинетах (М.А. Лаврентьева, А.А. Трофимука, Н.Н. Яненко и других), то судьба собраний менее титулованных владельцев складывается по-разному: от вывоза на свалку до отправки в библиотеку. «У одной части населения сохранилось табу на уничтожение литературы, у других оно снято», — констатировала завсектором отделения ГПНТБ СО РАН в Академгородке Ирина Валентиновна Курбангалиева. В фибровом чемодане Анастасия Близнюк передала директору ГПНТБ кандидату технических наук Андрею Евгеньевичу Гуськову 21 книгу Михаила Самуиловича Качана — инженера-физика, главы профсоюза СО АН СССР и автора самых обстоятельных мемуаров и записок про Академгородок советской эпохи.
Эпохи, когда академик, писатель и тренер легко находили общий язык: так в 1965 году появился фехтовальный клуб «Виктория». Эпохи, от которой осталось и мало, и много — например, бессмертная карусель во дворе по улице Ильича. Эпохи, когда комсомол помогал студентам, ученым и инженерам зарабатывать деньги: в стройотрядах и знаменитом научно-производственном объединении «Факел». Вокальная группа «РовноВ7» поет гимн Интернели («В числе живущих на Земле и мы за степень доброты и зла в ответе») — зал подпевает. «В Академгородке застоя 1980-х не почти не чувствовалось во многом благодаря комсомолу», — сказал доктор исторических наук Владислав Геннадьевич Кокоулин, единственный на форуме докладчик из числа профессиональных историков.
«Место силы и свободы» — не только о прошлом. В последней части форума студенты и магистранты НГУ рассказали о результатах проведенных ими опросов молодежи Академгородка о восприятии его как среды деятельности и обитания. Четверокурсница Ангелина Одинцова представила результаты «прогулок с респондентами» в виде тэговых облаков: дух научного городка отображали, прежде всего, слова «НГУ», «лес» и «Технопарк», визуальными символами выделены тоже технопарк и университет, а также Дом ученых СО РАН и торгово-развлекательный центр «Эдем». Ангелина поделилась выводами: «У молодежи сохранился позитивный образ Академгородка, здесь открываются новые возможности и новые сферы деятельности. НГУ приобретает всё большее символическое значение».
Анастасия Безносова-Близнюк презентовала проект «Интеграл 2.0», который должен унаследовать принципы легендарного клуба-кафе «Под Интегралом» 1960-х, бывшего «…самодеятельным, самоуправляющимся, самоокупаемым, саморекламируемым и самоохраняемым обществом академгородковцев». «Интеграл 2.0», по ее словам, должен стать местом, «…где жители Академгородка встречаются, общаются, участвуют в принятии решений, изучают историю и культурное наследие». Группа из восьми энтузиастов уже подала заявку на грант Фонда Потанина.
Проект «Интеграл 2.0» требует обособленного здания, а не присутствия в одном из действующих культурно-образовательных учреждений, — на этом весьма категорично настаивает Анастасия Германовна. Тем не менее, представители Сибирского отделения РАН порекомендовали ей наладить контакты с руководством Дома Ученых и Выставочного центра СО РАН. А поскольку форум «Место силы и свободы» удачно совпал с юбилеем общественницы, заместитель главного ученого секретаря СО РАН кандидат технических наук Юрий Александрович Аникин поздравил ее, вручив благодарность за подписью главы Отделения академика Валентина Николаевича Пармона.
На следующий день в соцсетях «Место силы и свободы» кто-то назвал «уютной конференцией». Присоединяюсь. И к поздравлениям, естественно!
Андрей Соболевский
Фото автора