Спрятанный в лесах молодой Академгородок был удален от Москвы, но именно это обеспечивало немыслимую для столиц вольность мышления. Привыкнув думать самостоятельно, ученые стали распространять эту свободу на все сферы жизни. Здесь играли джаз, проводили выставки запрещенных художников, ставили смелые спектакли, приглашали опальных музыкантов и выступали в защиту политических заключенных.
«Кто-то из мелких, но важных и грубых центральных чиновников, проехавшись по институтам и не встретив там и тени почтения, в раздражении назвал Академгородок “царством непуганых идиотов”. Со своей точки зрения он был прав. На танцплощадке, что располагалась напротив Президиума, вечерами гремел твист, из окон дальних домов на Золотодолинской доносились тихие песни Окуджавы; кругом был лес, и веял теплый летний ветерок. Заканчивалось великое десятилетие; “шестидесятников” в стране становилось всё меньше, а здесь они не убывали пока. Здесь всё еще решительно и не без пафоса отвергали Сталина и сталинизм, привычно говорили о возвращении к первоначальным идеям Октября, о духовных ценностях и презрении к мещанству», — вспоминает те времена Владимир Александрович Миндолин в своей статье «Ностальгия».
«Люди, интегрируйтесь!»
Пожалуй, главным символом хрущевской оттепели и Академгородка 1960-х годов стал кафе-клуб «Под интегралом». В начале 1960-х в Москве стали появляться молодежные кафе. «Возникла мысль сделать нечто подобное и в Академгородке. Инициатором создания клуба выступил молодой физик Анатолий Бурштейн», — рассказывает основательница Интегрального музея-квартиры Академгородка Анастасия Германовна Безносова-Близнюк.
«Под интегралом» объединял в себе отдельные клубы по интересам. К 1967 году в его составе были дискуссионный, социологический, литературные клубы, а также клубы песни, танцев, путешественников и многие другие. По аналогии с лозунгом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» появился другой — «Люди, интегрируйтесь!» Устав клуба «премьер-министр» Герман Безносов написал на основе Всеобщей декларации прав человека ООН. В документе провозглашалось: «Клуб “Под интегралом” — самородная, самовольная, самоуправляемая, самопрограммируемая, самоокупаемая, саморекламирующаяся, самоохраняемая… самоорганизация академгородковцев».
В клубе каждый день что-то происходило — это были культурные, научные, дискуссионные встречи разного масштаба. В этих встречах участвовали и гости Академгородка: ученые и поэты, международные комментаторы, корреспонденты советского ТВ и BBC, крупные экономисты и музыканты. В разное время «Под интегралом» побывали: американский математик Альфред Тарский, член палаты общин Эмрис Хьюз, делегация активистов итальянской Федерации коммунистической молодежи, Аркадий Стругацкий (ему была вручена премия за лучшее произведение о научной молодежи), популярные советские барды и многие другие знаменитости.
«Креатив, который культивировался в этом клубном движении, коррелировал с креативом в науке. Когда расширяются рамки любой дозволенности, можно не бояться декларировать любую идею, проверять ее с помощью эксперимента, тестировать, опровергать. Атмосфера, царившая в Академгородке до 1968 года, побуждала людей к открытости, к свободному проявлению себя во всех аспектах: и в науке, и в творчестве, и в любви», — говорит Анастасия Близнюк.
В 1965 году клуб «Под Интегралом» организовал первый в истории СССР конкурс красоты «Мисс Интеграл» (на нем победил переодетый в девушку и не узнанный судьями Герман Безносов). Такие конкурсы проводились ежегодно вплоть до 1968 года. Красавицы состязались в литературном конкурсе буриме, рецензировали абстрактные картины, танцевали белый вальс.
Герман Безносов перевоплощается в участницу конкурса красоты, 1965 г.
В Академгородке проходили непривычные для Советского Союза мероприятия, такие как показ мод или публичная лекция сексолога, которому женщины прямо в кинотеатра «Москва» (ныне ДК «Академия») не стеснялись задавать довольно интимные вопросы.
В августе 1967 года состоялся знаменитый «Красный рейс». Творческая и агитационная бригада, созданная по инициативе клуба «Под интегралом», в течение трех недель путешествовала на теплоходе по Оби, останавливаясь в селах и городах Новосибирской и Томской областей. 49 «членов экипажа» читали лекции (не только научные, но и о культуре поведения, о современной моде), проводили медицинские консультации и профилактические осмотры.
В 1967 году в Академгородке появился первый советский кооператив — НПО «Факел», через который научные достижения СО АН внедрялись в производство. Заключались договоры на выполнение работ с различными предприятиями. Эти деньги давали ученым и студентам дополнительный заработок, а также на них спонсировалась работа всех клубов, различные гастроли.
В клубе «Под интегралом» зародился прообраз знаменитой в 2000-х новосибирской «Монстрации». «В прямой конфликт с обществом мы вступали только по великим его праздникам, выводя клуб на демонстрацию отдельной колонной. Шли со своими лозунгами: “Люди, интегрируйтесь!”, “Да здравствуют молодежные клубы!”, “Перекуем орало на интегралы!”, “Радость — народу!” В общем, наши шествия изрядно выбивались из череды благостного единообразия», — вспоминал Анатолий Бурштейн.
В марте 1968 года в Академгородке клуб «Под интегралом» провел первый фестиваль авторской песни. В нем приняли участие 22 автора-исполнителя из 12 городов Советского Союза. Именно там состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, который впоследствии эмигрировал из страны. Помимо него на фестивале выступили такие известные барды, как Александр Дольский, Юрий Кукин, Арон Крупп. Фестиваль имел бешеную популярность в Новосибирске и вызвал большой общественный резонанс за его пределами, однако обернулся недовольством идеологических инстанций и нападками прессы.
Фестиваль и семинар песенной поэзии Галича, 1968 г.
В начале 1969 года кафе-клуб «Под интегралом» закрылся. Этому способствовало и то, что в 1968 году 46 сотрудников СО АН и преподавателей НГУ подписали письмо с протестом против нарушения гласности в ходе судебного процесса над четырьмя московскими диссидентами. В том же 1968 году новосибирские студенты поддержали поэта Вадима Делоне, осужденного за участие в демонстрации против ввода советских войск в Чехословакию. Четыре студента НГУ во главе с Александром Горбанем нанесли несмываемой краской на стены общественных и жилых зданий Академгородка лозунги с протестами против закрытых и несправедливых судов над советскими писателями и их защитниками.
«Как-то под утро к одному нашему социологу заявился московский профессор. Заспанные хозяева усадили коллегу за стол, накрыли к завтраку. Только к концу трапезы гость заметил к слову: “Ну что сравнивать с Москвой. Вы тут в оазисе живете. Вон, я шел к вам мимо кинотеатра, а его стеклянные стены разрисованы лозунгами: “Позор советскому правосудию”. Хозяин аж подскочил, бросился вон из дома. Лозунги уже тщательно счищались со стен; до чистки инакомыслящих оставалось полгода», — вспоминает Анатолий Бурштейн.
Клубное движение перехватили следующие поколения, которые создали «Квант» — юмористический клуб физического факультета НГУ, а потом и «Контору Братьев Дивановых» (КБрД) с их знаменитыми капустниками.
Свобода творческих свобод
В 1966 году в Академгородке открылся Дом ученых (до этого в «квартирном» виде он существовал в одном из коттеджей). В его большом зале демонстрировались кинофильмы, ставились спектакли и проводились концерты. «Ни один гастролер, приезжающий в Новосибирск, не обходил стороной Академгородок», — вспоминают современники. Здесь побывали писатель Василий Аксёнов, поэт Роберт Рождественский, композиторы Борис Тищенко и Сергей Слонимский и многие другие знаменитости.
В маленьких комнатках на втором этаже работали клубы по интересам: кружки иностранных языков, кройки и шитья, вязания и другие. Одним из них был популярный у молодежи танцевальный клуб «Терпсихора» (он появился сначала в НГУ). Мероприятия «Терпсихоры» были разнообразными: танцевальный «Ликбез», программа «Классический и современный балет», «Хоралли» — конкурсы знатоков балета. По приглашению «Терпсихоры» в Академгородок приезжали знаменитые артисты, например этуаль «Гранд-опера» Лиссет Дарсонваль. В книге друзей и почетных гостей «Терпсихоры» первая запись принадлежала Майе Плисецкой. Один из создателей «Терпсихоры», Борис Михайлович Мездрич, в 2001—2008 годах был директором Новосибирского академического театра оперы и балета.
В Доме ученых появилась также картинная галерея. Там выставлялись работы Павла Филонова, Сергея Гриневича, Роберта Фалька, Эль Лисицкого и многих других художников, выставки которых в Москве запрещались.
В киноклубе «Сигма» (сначала он располагался в ДК «Москва», ныне — ДК «Академия») показывали и обсуждали свободное кино. Театр-студия Арнольда Пономаренко ставил в ДК «Юность» смелые спектакли, немыслимые в других местах.
Студенческий карнавал, 1967 г.
Мир и май
В начале хрущевской оттепели зародилась и поддерживаемая до сих пор традиция маевок. «Весной 1960 года студенты Новосибирского государственного университета спонтанно, без опоры на общественные организации, провели импровизированную маевку. Вечером накануне Первого мая они развели большой костер перед своим общежитием. До поздней ночи, собравшись у маевочного костра, студенты и присоединившиеся к ним жители соседних домов пели наиболее популярные советские песни, танцевали, а самые смелые студенты пробовали себя в ораторском жанре", — пишет историк Алексей Георгиевич Борзенков. В 1966 году маевка проводилась уже как крупномасштабная политизированная акция.
В 1967 году в новосибирском Академгородке прошел масштабный студенческий карнавал. Молодые люди нацепили шкуры, завернулись в простыни, переоделись в ангелов и пиратов, королей и скоморохов, сделали плакаты с абсурдными лозунгами и устроили громкое веселое шествие по Академгородку. Впереди колонны на телеге, на которой было установлено какое-то подобие трона, студенты через весь городок провезли ректора НГУ Спартака Тимофеевича Беляева. Также на карнавале были речи, юмористические выступления, выборы короля и королевы, танцы до упаду. Во время карнавала над университетом висел огромный плакат с лозунгом: «Свобода, свобода!!!»
В 1972 году впервые была организована Неделя интернациональной дружбы. С годами она обрастала всё новыми инициативами: акции солидарности, фестивали политической песни, вечера интернациональной дружбы, конкурс политического плаката. «То, что Интернеделя бурно пошла на взлет, стала вовлекать в свою орбиту большие массы молодежи — этот рост связан прежде всего с предоставлением студентам почти неограниченной самостоятельности… Ничего не спускалось сверху, не было обюрокрачено, заранее ограничено директивно», — писал в своих воспоминаниях Спартак Беляев.
Заключительный день Интернедели НГУ, 1983 г.
После перестройки Интернеделя стала терять политические акценты, ее тема теперь — просто «дружба народов». Неотъемлемой частью мероприятия стал «Интернациональный Арбат»: возле НГУ на несколько часов разворачивается палаточный городок, где каждая палатка посвящена культуре одной из стран. Здесь можно познакомиться с традициями и обычаями разных народов, поучаствовать в конкурсах, продегустрировать национальные блюда, а на главной сцене в это время проходит фестиваль культур и народов мира.
В 2010-х одним из центров культурного досуга Академгородка стал арт-клуб «НИИ КуДА», или Научно-исследовательский институт культуры и досуга Академгородка. Здесь проводились музыкальные выступления, научно-популярные лекции, встречи с интересными людьми.
Сегодня сохраняется традиция маевок, продолжают работать различные студенческие клубы, проводятся юмористические капустники, ученые всё так же смело высказывают свои мнения по тому или иному поводу, и Академгородок до сих пор считается пространством вольнодумия и свобод.
Диана Хомякова
Фото из фотоархива СО РАН и из открытых источников