На расширенном заседании Президиума СО РАН, посвященном 110-летию со дня рождения академика Андрея Алексеевича Трофимука, ученые и представители власти отдали дань памяти выдающемуся геологу, организатору науки и общественному деятелю.
«Академик Трофимук — личность легендарная, — отметил председатель Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон. — Во время Великой Отечественной войны именно открытие им в Башкирии крупнейшего нефтяного месторождения помогло стране выдержать последние военные годы, за что Андрей Алексеевич был награжден Золотой звездой Героя Социалистического Труда в совсем молодом возрасте».
Губернатор Новосибирской области Андрей Александрович Травников напомнил о многогранности академика Трофимука. «Андрей Алексеевич вошел в историю нашей страны не только как первооткрыватель крупнейших месторождений углеводородов. Не только как ученый, чьи теоретические и практические достижения вывели нашу страну на лидирующие позиции в нефтедобыче. Не только как основатель одного из ведущих институтов в стране, но и как выдающийся общественный деятель, — пояснил глава региона. — Долгое время он возглавлял Научный совет по проблемам озера Байкал, а на посту депутата Верховного совета СССР горячо отстаивал интересы Новосибирска, в том числе строительство метро, первого за Уралом».
Мэр Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть подчеркнул, что имя Андрея Алексеевича стоит особо даже в ряду тех выдающихся ученых мирового уровня, которые основали новосибирский Академгородок, поскольку академик Трофимук не только совершил открытия крупных месторождений и основал блестящую научную школу, но и руководил целой промышленной отраслью. «Академик Трофимук — яркий представитель поколения победителей, — отметил глава Новосибирска. — Сильный организатор, человек с активной общественной и гражданской позицией, требовательный и к себе, и к другим, Андрей Алексеевич умел смотреть вперед, и этому мы все должны у него учиться».
Академик-секретарь Отделения наук о Земле РАН академик Александр Олегович Глико напомнил: как эпоха формирует человека, так и сильная личность может влиять на эпоху, и именно таким был Андрей Алексеевич — благодаря своему таланту, энергетике, профессионализму и вере в то, что он делает дело, которое важно для страны. «Науки о Земле всегда играли большую роль в Сибирском отделении, — сказал академик Глико. — Академик Трофимук создал самый мощный в стране геологический институт, в состав которого привлек удивительных людей, лучших специалистов в области геологии, петрологии, геофизики, нефтегазовой физики. Это дало потрясающий эффект и сделало сибирскую геологическую школу сильнейшей в стране».
«История геологической науки середины и второй половины двадцатого века не знает другого такого яркого и талантливого человека, который мог бы сочетать выдающиеся успехи в геологоразведочном производстве и научную деятельность, гражданина и патриота, как Андрей Алексеевич», — акцентировал академик Алексей Эмильевич Конторович (Институт нефтегазовой геологи и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН).
Ученый рассказал, что Андрей Алексеевич родился в Беларуси, в бедной крестьянской семье. Его мама умерла рано, а отец, инженер-путеец, увез двух сыновей в Западную Сибирь. Однако школу-десятилетку Трофимук окончил уже в Казани, после чего поступил в Казанский университет. «Интересно, что в университете его готовили как специалиста по твердым полезным ископаемым, его диплом был посвящен Алапаевским железорудным месторождениям. Однако уже тогда, увлеченный первыми открытиями в Волго-Уральской провинции, Андрей Алексеевич заявил, что хочет быть нефтяником, после чего уехал в Башкирию, где проработал 16 лет», — отметил А. Конторович. Именно в Башкирии Андрей Трофимук с коллегами в самые огненные годы Великой Отечественной войны сделали жизненно важное открытие: дали стране большие месторождения необходимой нефти.
«Когда было принято решение о создании Сибирского отделения Академии наук, Андрей Алексеевич одним из первых присоединился к воплощению этого проекта. “Я уверен, что Сибирь плавает на нефти, и я хочу участвовать в ее открытии”, — мотивировал свое решение сам Трофимук, — рассказал Алексей Конторович. — Его научная деятельность развивалась в Сибири по многим направлениям, в числе которых теория образования нефти и газа, теоретические обоснования нефтегазоносности докембрия Земли. Труды Андрея Алексеевича были настольными книгами всех геологов, которые изучали нефть и газ в СССР».
«Быть мужественными, быть творческими, быть активными — этому всему мы должны учиться у Трофимука, учить своих студентов, аспирантов и молодых ученых», — подчеркнул академик Конторович.
Академик Василий Филиппович Шабанов (ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН») рассказал о деятельности Андрея Алексеевича как первого заместителя председателя СО АН (а он был таковым при академиках Михаиле Алексеевиче Лаврентьеве, Гурии Ивановиче Марчуке и Валентине Афанасьевиче Коптюге) — по регламенту первый заместитель отвечал за развитие науки в регионах. «Начиная эту работу в начале существования Сибирского отделения, Трофимук понимал, что средств на организацию институтов на других территориях сразу не будет, и поэтому стал создавать сеть стационаров, научных станций», — отметил Василий Шабанов.
В дальнейшем Трофимук, с присущими ему энергией и настойчивостью доказывая региональным властям целесообразность, убеждал открывать новые научные центры, в том числе, например, в Тюмени.
«Большое внимание Андрей Алексеевич уделял Якутскому научному центру. Он ставил вопросы широко, не только в узких направлениях, что очень важно для территорий особого режима и суровых условий. Важно было разработать технологии для низких температур, и эти работы имели большое государственное значение», — прокомментировал академик Шабанов. Также Василий Филиппович вспомнил, что в силу своего бойцовского характера Трофимук временами шел на обострение конфликтных ситуаций, когда был уверен, что надо поступать именно так, а не иначе. Например, для спасения Байкала от прибрежной застройки Андрей Алексеевич даже просил, чтобы его назначили директором Лимнологического института в Иркутске. «Еще один пример — строительство Туруханской ГЭС. Трофимук вместе с группой специалистов приехали, прошли по Нижней Тунгуске, провели замеры и в итоге доказали, что возводить ее нельзя», — рассказал Василий Шабанов.
Помимо этого академики Трофимук, Марчук и Абел Гезевич Аганбегян обосновали и организовали программу «Сибирь» — она стартовала в 1978 году, а в 1984-м получила государственный статус. «Эта программа увязала экономику огромного сибирского региона с его оптимальным развитием», — отметил Василий Филиппович.
Директор ИНГГ СО РАН доктор технических наук Игорь Николаевич Ельцов рассказал о том, как сложно было А. А. Трофимуку убедить М. А. Лаврентьева в необходимости создания геологического института. «На тот момент на территории Новосибирска была уже не одна геологическая организация. Однако нужен был именно комплексный геологический институт фундаментальной направленности, объединяющий в себе основные геологические науки. Замыслы Андрея Алексеевича простирались не только на разведку нефтегазовых месторождений и изучение геологии нефтегазоносных бассейнов. Он внес вклад в разработку новых методов», — отметил Игорь Ельцов.
Рассказывают легенды о том, как А. А. Трофимук формировал состав будущего института. По некоторым данным, у него был полный карт-бланш на рекрутинг лучших специалистов из научных и производственных организаций СССР. Эти специалисты вместе со своими учениками, последователями, школами составили костяк нового сибирского института. При подборе кадров руководителям направлений была предоставлена полная свобода, но каждый кандидат тщательно обсуждался с А. А. Трофимуком, оценивались лишь научные и нравственные достоинства, партийность не имела значения. Наука работала на результат, которым должна была стать энергетическая независимость советского государства. Андрей Алексеевич достиг здесь выдающихся результатов.
Институт геологии и геофизики СО АН СССР стал крупнейшим аккумулятором академических сил среди геологических институтов СССР. Следующий шаг — прорастание в Новосибирский государственный университет. В 1959 году на факультете естественных наук НГУ были созданы «неестественные направления», на базе кафедры геологии и геофизики потом появился геолого-геофизический факультет.
Кадровый резерв Института геологии и геофизики пригодился для организации геологических институтов в других регионах Сибири и Дальнего Востока. «Андрей Алексеевич создал заделы на годы вперед, и этот потенциал сегодня используется и обеспечивает ведущие позиции ИНГГ СО РАН и ИГМ СО РАН среди институтов в области наук о Земле», — отметил Игорь Ельцов.
Главный научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН член-корреспондент РАН Вячеслав Николаевич Глинских рассказал о вкладе академика Андрея Алексеевича Трофимука в становление фундаментальной и прикладной геофизической науки в Сибирском отделении на всех этапах его формирования и последующего укрепления. Для успешного развития геофизики крупный ученый считал необходимым приложить усилия в основных направлениях. Во-первых, особое внимание исследователь уделял изучению глубинного строения земной коры и верхней мантии Сибири, происходящих в них физических процессов и установлению их связи с тектоникой, магматизмом и размещением месторождений полезных ископаемых. Во-вторых, под началом академика Трофимука были созданы новые направления геофизических методов региональных исследований и прямых поисков залежей нефти и газа. И, в-третьих, большое значение придавалось разработке новой геофизической аппаратуры и оборудования для наземной сейсморазведки, электроразведки и промысловой геофизики.
По словам Вячеслава Глинских, заслуги собранной выдающимся организатором науки исследовательской команды, в которую вошли уже состоявшиеся ученые, а также молодые специалисты, неоднократно отмечались наградами и премиями СССР и РФ. О большом внимании именно к геофизике со стороны академика Трофимука говорит внушительный список ключевых работ: монографии, научные статьи, патенты.
«Особенно важно, я подчеркну, — это желание Андрея Алексеевича интегрировать фундаментальную академическую науку, которую он представлял в Институте геологии и геофизики, со многими отраслевыми институтами, как на территории Новосибирска, так и в целом в Западной и Восточной Сибири. Я считаю подобный подход актуальным и сегодня, в свете чего академик Трофимук может служить для нас хорошим примером», — акцентировал Вячеслав Глинских.
Академик Вячеслав Иванович Молодин (Институт археологии и этнографии СО РАН) подчеркнул удивительную смелость и твердую гражданскую позицию Андрея Алексеевича, рискнувшего настоять на бурении нефти в Башкирии в разгар Второй мировой войны. Те же качества Трофимук проявил в 1990-е, выступая на митинге, когда академическая наука в Сибири была на грани распада, а позже принципиально отказывался от государственных наград.
«Для Российской Федерации нефть, газ, геологические и лесные ресурсы — главный капитал, на котором основана экономика нашей страны, — напомнил академик В. Н. Пармон. — Геология — специфическая сфера, ведь для добычи необходимо проводить опережающие геологические исследования».
Председатель СО РАН сообщил, что последнее совещание Международной ассоциации академий наук привлекло руководство многих академий стран СНГ, включая богатые ресурсами Таджикистан и Узбекистан. «Во время обсуждения неоднократно вспоминали Андрея Алексеевича Трофимука, который сделал серьезный вклад в создание геологических школ в разных республиках. Нам нужно помнить об этом при развитии международного сотрудничества СО РАН», — заключил Валентин Пармон.
«Наука в Сибири»
Фото Юлии Поздняковой