Под Новосибирском состоялось рабочее совещание по теме «Проблемы научного обеспечения технологической независимости России: задачи СО РАН».
По мнению директора Института филологии СО РАН члена-корреспондента РАН Игоря Витальевича Силантьева, «суверенитет — это не импортозамещение чего-то чем-то и не импортонезависимость, то есть позиция догоняющего и обособляющегося. Суверенитет — это самодостаточность по самому смыслу слова». Глава Сибирского отделения РАН академик Валентин Николаевич Пармон обозначил формат встречи как «общение без галстуков» представителей разных отраслей знания, в большинстве своем недавно избранных в Академию наук, на тему научно-технологического суверенитета в контексте отдельных успешных проектов и практик. Советник председателя СО РАН по цифровым и телекоммуникационным технологиям кандидат физико-математических наук Ольга Анатольевна Клименко сообщила коллегам, что на портале Сибирского отделения открыт специальный раздел «Импортонезависимость».
Напомнив о советском опыте производства ферментов и аминокислот, академик Сергей Викторович Нетёсов (Новосибирский государственный университет) подробно остановился на биотехнологической продукции и медико-биологических приборах, которые могут изготавливаться в современной России. К примеру, в ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» готов к передаче для индустриального тиражирования универсальный масс-спектрометр быстрой идентификации патогенных микроорганизмов.
«Кроме сравнительно малой цены, высокой надежности и разрешающей способности, этот прибор будет компактнее и легче уже существующих аналогов, что значительно упрощает его транспортировку и условия эксплуатации», — отметил ученый. Вместе с этим в России не выпускаются целые классы массовых медицинских аппаратов, от томографов до УЗИ-сканеров. Аналогичная ситуация прослеживается с реагентами, расходными материалами и комплектующими (особенно одноразовыми).
«Необходимы срочные меры по анализу ситуации и организации производства реагентики в России, — считает академик С. Нетёсов. — Некоторые такие частные предприятия у нас в Сибири есть: “Биосан”, “Биолабмикс” и другие. Однако без финансовых вложений в эти компании реализовать задуманное будет не всегда возможно. Аналогичная ситуация с одноразовыми комплектующими. Их производство по стратегическим соображениям надо организовывать в России». С другой стороны, по словам биолога, импортозаместить всю номенклатуру каталога крупной мировой компании уровня Thermo Fisher не сможет ни одна отдельно взятая страна. Поэтому без импорта ряда позиций по той или иной схеме не обойтись, но критически важно производить в России ключевые позиции биомедицинского оборудования и приборов. «Кабинеты биобезопасности международного качества у нас уже выпускают в Миассе, — сообщил Сергей Нетёсов. — Стоит это сделать и для более сложного оборудования: уже упомянутых масс-спектрометров, секвенаторов геномов, синтезаторов генов и ряда других позиций».
С установками класса мегасайнс сравнил академические клиники директор Томского национального исследовательского медицинского центра РАН академик Вадим Анатольевич Степанов. Экспертами этого научного коллектива была проведена оценка обеспеченности российского здравоохранения и медицинской науки оборудованием, расходными материалами и лекарственными средствами по пяти направлениям. Наиболее благополучно снабжается психиатрия, самой проблемной является онкология. Если же говорить о доле отечественной продукции, то наиболее остро ее недостает в парке медицинского оборудования и в расходных материалах — доля российских изделий в обеих группах находится в промежутке от 5 до 20 процентов по разным направлениям. С лекарственными препаратами ситуация мягче: от 60 до 80 процентов выпускаются в России.
Академик В. Степанов перечислил ряд прорывных медицинских разработок, находящихся на достаточно высоких уровнях (от 6) шкалы TRL, то есть технологической готовности. Это, в частности, технология реконструкции сложных дефектов челюстно-лицевой области при помощи персонифицированных имплантатов, удостоенная Государственной премии РФ 2021 года. С участием томских медиков созданы имплантаты для замещения обширных дефектов, в том числе первично инфицированных огнестрельных ран. Мультисенсорный комплекс молекулярной диагностики по выдыхаемому воздуху позволяет за пять минут с точностью 80—98 % выявить три опаснейших патологии органов дыхания: пневмонию, рак легких и COVID-19. Новые радиопрепараты для онкологии получены с участием специалистов из шведского университета Уппсалы, правда еще до начала санкционной кампании против России.
О сочетании национальной научной самодостаточности и успешного сотрудничества с зарубежными коллегами говорил и директор Томского регионального научно-образовательного математического центра Томского государственного университета член-корреспондент РАН Андрей Юрьевич Веснин. «В контексте чистой математики возможен не столько технологический, сколько научно-образовательный суверенитет», — считает он. Однако сильные математические школы (а таковые есть в России и в Сибири в частности) заведомо привлекательны в глобальном масштабе. С 6 по11 июля этого года в нашей стране должен был проходить Международный конгресс математиков, точнее мультиконгресс, в который включалось более десяти сателлитных мероприятий. И состоялся. В смешанном режиме: с широким участием зарубежных ученых, в очных форматах преобладали российские. «Нам удалось сохранить контакты и даже некоторые проекты — не на уровне структур, а на уровне людей», — констатировал Андрей Веснин.
Для иностранных коллег по-прежнему остаются потенциально открытыми рабочие станции источника синхротронного излучения СКИФ в наукограде Кольцово, о параметрах и строительстве которого рассказал директор ЦКП СКИФ член-корреспондент РАН Евгений Борисович Левичев. По его словам, зарубежные санкции несколько усложнили, но принципиально не затруднили реализацию этого проекта, который изначально предполагал около 90 % локализации производства в РФ. «Часть компаний по-прежнему готова поставлять оборудование для СКИФ, идет поиск вариантов оплаты и логистических схем доставки, — информировал Евгений Левичев. — Находятся аналоги в дружественных или нейтральных странах: например, медные полые проводники-шины в Китае. Производство некоторых необходимых материалов быстро налаживается в России — например, бескислородной меди во Владикавказе».
Работы по импортозамещению компонентов СКИФ активизирует основной изготовитель оборудования — Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН. В частности, здесь начали изготавливать мощные СВЧ-клистроны, источники питания и другие устройства. Для комплектации двух рабочих станций первой очереди, «Микромолекула» и «Быстропротекающие процессы», нашли нетривиальное решение — собрать их с использованием элементов действующего в ИЯФ коллайдера ВЭПП-4, который перестанет быть востребованным после запуска нового синхротрона. «СКИФ будет способен обеспечить практически весь спектр экспериментов с синхротронным излучением, которые ранее проводились российскими учеными на источниках в Европе и США, — резюмировал Е. Левичев. — Обладая большей яркостью и когерентностью, СКИФ увеличит эффективность и качество таких экспериментов. Реализация подобных проектов в условиях санкций поощряет создание соответствующих передовых технологий в РФ, но, безусловно, требует положительной обратной связи со стороны властей».
Вопросы развития российской электроники были затронуты в нескольких докладов. Член-корреспондент РАН Олег Александрович Кабов из Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН актуализировал проблему охлаждения электронных приборов, основной тренд развития которых видит в трехмерных компоновках элементной базы. «Перспективы снятия температуры с них связаны исключительно с микроканалами», — считает исследователь.
В ИТ СО РАН разрабатываются микро- и наноканальные системы охлаждения для применения в широком диапазоне устройств: от элементов того же СКИФ до космических аппаратов. Их электронная начинка стала основной темой сообщения члена-корреспондента РАН Владимира Викторовича Шайдурова, директора Института вычислительного моделирования в составе ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН». В этом коллективе ориентируются на создание бортовых комплексов управления и других систем для малых космических аппаратов, исходя из общемировой тенденции. «Российские гражданские спутники надо резко удешевлять и чаще менять на орбите», — уверен ученый.
Для космической (и не только) электроники и лазерных систем применяются монокристаллы синтетических алмазов массой до шести карат, которые выращивают в Институте геологии и минералогии им. В. С. Соболева СО РАН под руководством члена-корреспондента РАН Юрия Николаевича Пальянова. Здесь создана многоячеистая станция оригинальных беспрессовых аппаратов высокого давления «Разрезная сфера» (БАРС), не имеющая аналогов в мировой практике. Преимущества элементов БАРС — оптимальные габариты, низкие энергопотребление и металлоемкость, заменяемость многопуансонного блока, эффективная система охлаждения и многоканальность измерений. Искусственные алмазы из ИГМ СО РАН используются не только в электронике и приборостроении — в коллаборации с частной компанией «Кристалин» из Барнаула налажен выпуск тонкого медицинского инструмента. «Подавляющее большинство офтальмологических и нейрохирургических операций в России делается скальпелями с нашими кристаллами», — сообщил Ю. Пальянов.
О языковом и, шире, культурном суверенитете рассуждал директор Института филологии СО РАН член-корреспондент РАН Игорь Витальевич Силантьев. По его мнению, современной России, в отличие от СССР, не хватает единой, четко продуманной культурно-языковой политики. Филолог сравнил две модели такой политики: советскую и американскую. Если в первой присутствовало равновесное сочетание поддержки языка межнационального общения (русского) и сохранения других национальных языков (школы, театры, кино, музыка, художественная и научная литература, многое другое), то за океаном налицо агрессивное преобладание английского. «Мы не должны превратиться в Америку с одним живым языком и десятками фактически мертвых, — призывает Игорь Силантьев. — Языки коренных и малочисленных народов не могут загоняться в узкую нишу бытового функционирования».
Сохранение идентичности относится и к такому элементу языка, как его начертание. Официальными шрифтами многих государственных структур России (не исключая академические) являются разработанные за рубежом. «Между тем в нашей стране десятилетиями создавались и использовались собственные кириллические шрифты, — напомнил директор ИФЛ СО РАН. — Журналы нашего института по сей день используют замечательную, очень красивую гарнитуру Лазурского». По мнению И. В. Силантьева, отдельным пластом работы должно стать создание линеек отечественных шрифтов для тех языков народов России, которые имеют некириллический (или частично кириллический) алфавит.
Андрей Соболевский
Фото автора