Изучая экологию и поведение представителей семейства пищуховых, ученые из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ) зарегистрировали игровое поведение туруханских пищух в природе. Это первый в науке случай доказанного обнаружения одиночной игры в естественных условиях не только у самих этих маленьких родственников зайцев, но и вообще у представителей отряда Зайцеобразные. Оказалось, что туруханские пищухи играют часто и разнообразно. Статья об этом феномене опубликована в «Зоологическом журнале».
«До начала наблюдений мы отлавливаем пищух, чтобы их пометить цветными ушными сережками для индивидуального опознавания. Также определяем пол, вес, берем пробы для генетического анализа. Поймать пищух сложно: они слабо интересуются кормовой приманкой. Мы привлекаем их пучками травы, такой же, как та, что пищухи собирают вокруг. Не исключено, что они лезут в ловушку просто из любопытства. Затем мы отпускаем пищуху обратно, и она продолжает свою жизнь, но теперь мы можем ее индивидуально распознать. Наблюдаем за мечеными животными с помощью биноклей, используя для регистрации бинокли с функцией видеозаписи или видеокамеры», — рассказывает научный сотрудник лаборатории экологии и систематики животных ИОЭБ СО РАН доктор биологических наук Сергей Владиленович Попов.
В процессе наблюдений за поселениями узнаваемых зверьков ученые собрали сведения о питании, использовании пространства и взаимоотношениях у этого вида пищух, который можно встретить только в России. Помимо этого, впервые описали их индивидуальную игру. Оказалось, что пищухи играют много и разнообразно. Основной элемент большинства игр — вскидывание: зверек встает на задние лапки, подпрыгивает, иногда скручивается вокруг своей оси во время прыжка. Пищуха во время игры может держать во рту какой-нибудь предмет (чаще всего веточку, палочку или пучок лишайников) и даже подбрасывать его или играть без предмета. После скручивания она может упасть на спину и подкидывать предмет лапками. Такие действия могут повторяться по нескольку раз.
Наблюдали и такой редкий вариант игры: зверек подпрыгивает, цепляется зубами за какую-нибудь ветку, а затем раскачивается на ней. Однако пищухи делают так, не только когда играют, — таким способом они могут срывать ветки для своих запасов, но в ряде наблюдений исследователи заметили, что пищухи не пытаются оторвать ветку, а именно раскачиваются на ней. Более того, они периодически возвращаются к таким веткам и снова раскачиваются. Исследователи отметили и другие формы поведения, которые, вероятно, тоже можно считать игрой.
В науке до сих пор ведутся споры о том, как появилась игра и для чего она нужна. Ученые предложили несколько гипотез о функциях игры. Во-первых, игры могут служить развитию определенных навыков (тогда чаще должны играть молодые животные, которые только учатся взаимодействовать с окружающей средой). Во-вторых, игра может служить своего рода выходом для избытка энергии.
Согласно следующей гипотезе, во время игры животные снижают или даже утрачивают контроль над своим телом. Такие ситуации позволяют им тренировать свою способность справляться с потерей или отсутствием контроля. Этот опыт может быть важным для животных, населяющих такую физически нестабильную среду, как осыпи.
Кроме того, есть данные, что игра у животных связана с положительными эмоциями. Причем она не только отражает и усиливает эмоции самого играющего, но и вызывает похожее настроение у окружающих сородичей. На этом основано использование наблюдений за игровым поведением животных для оценки благополучия как отдельных особей, так и целых популяций. Разработка методов такой быстрой оценки состояния диких животных в природе необходима для принятия любых решений по их сохранению.
«Когда мы описали игровое поведение туруханской пищухи, у нас появились оппоненты среди коллег, которые предположили, что это может быть не игрой, а, например, стряхиванием блох. Этот спор происходил до того момента, когда на одной из конференций во время доклада я показал заснятые нами видео. Мы продемонстрировали восемь отрывков, где пищухи играли, и один, где она также бегала и прыгала, но не играла. Практически большинство слушателей без нашей подсказки определили, в каком ролике игры не было», — поделился Сергей Попов.
Если для индивидуальных игр, как с предметом, так и без, выявить функции довольно сложно, то с социальными играми, которые гораздо чаще встречаются у разных видов животных, ситуация проще. В процессе социальных игр либо устанавливаются, либо поддерживаются определенные связи между животными. На данный момент это лишь предположение, но в случае с пищухами это предположение можно попытаться проверить.
«Социальную игру наблюдали у пищух неоднократно. Обычно два зверька бегают друг за другом, периодически меняя порядок следования. Во время следований один может спрятаться за камнем, а второй пытается на него напрыгивать сверху. Возможно, социальная игра — это момент установления связи, ведь обычно играют самец и самка. После этого через какое-то время мы видим, что из этих зверьков образовалась пара, происходит спаривание, рождение детенышей и так далее», — отметил ученый.
Контакты туруханских пищух чаще дистанционные: они редко друг друга касаются, а отношения обычно выясняют на расстоянии от 10—15 сантиметров до 2—3 метров с помощью звуковых сигналов или просто глядя друг на друга.
«Сейчас мы продолжаем анализ игрового поведения туруханских пищух. На очереди социальные игры, описания которых пока не опубликованы, но уже имеются, и мы планируем их проанализировать. Также нам интересно подробнее выяснить, в каких ситуациях возникает игра, а в каких — нет», — прокомментировал Сергей Попов.
Ирина Баранова
Изображения предоставлены исследователем