Сотрудники кафедры археологии и этнографии Новосибирского государственного университета изучили более 3,6 тысяч бирюзовых, янтарных, сердоликовых и нефритовых бусин. Найденные в степной зоне Верхнего и Среднего Енисея украшения из этих и других камней играли важную роль в системе культурных и экономических связей населения VII—III вв. до н. э.
По процентным подсчетам количества зафиксированных находок исследователи отметили, что на одной территории была популярна бирюза, тогда как на другой большинство находок — из сердолика.
В зоне Центрально-Тувинской котловины насчитывается не менее 3 563 экземпляров из бирюзы, янтаря, аргиллита, сердолика, яшмы, нефрита, гагата, мрамора, кальцита, пирита, диорита. Наиболее популярны были бусы, изготовленные из бирюзы (не менее 2 817 экземпляров; 79 % от числа найденных бусин на территории Центрально-Тувинской котловины). По словам исследователей, они предназначались для высшей социальной прослойки населения Верхнего Енисея, поскольку в других курганах этот материал не получил такого распространения.
На территории Хакасско-Минусинской котловины всего зафиксировано не менее 100 экземпляров каменных бусин, из них сердоликовых — не менее 46 образцов (46 % от числа найденных бусин в зоне Хакасско-Минусинской котловины).
Бусины из сердолика
Есть несколько гипотез, предполагающих, почему в разных регионах преобладают различные виды камня. «Первая заключается в том, что население территории Верхнего Енисея больше интересовалось бирюзой. Возможно, из-за моды. По этой же причине население Среднего Енисея отдавало предпочтение сердолику и его оранжевым оттенкам. Бусины могли служить как украшением тела (входили в состав ожерелий, браслетов), так и одежды. Согласно второй гипотезе, поскольку каменные бусины — материал не местный, а импортный, из Средней Азии, люди просто брали то, что им привозили купцы», — рассказывает магистрантка 1 курса кафедры археологии и этнографии Гуманитарного института НГУ Екатерина Викторовна Губенко.
На территории Сибири до сих пор не зафиксировано ни одной мастерской по изготовлению каменных бус. Поэтому авторы исследования предполагают, что поставка украшений производилась с территории Индии, где находится ближайший к Сибири и крупнейший центр производства — штат Гуджарат.
У исследователей возникают трудности с установлением образа владельца каменных бус. В связи с тем, что в Хакасско-Минусинской котловине многие курганы разграблены, часто не удается восстановить полную картину и определить, кому принадлежали те или иные украшения. Поэтому археологам приходится обращаться к научной литературе. Например, в письменных источниках персидского ученого Аль-Бируни они обнаружили, что сердоликовые украшения делились на мужские (более темного цвета) и женские (имевшие светлые тона).
Каменные бусины — это довольно распространенная категория находок среди тех, что встречаются в археологических памятниках VII—III вв. до н. э., особенно в погребальных сооружениях и кладах. Помимо своей главной эстетической функции, они играли роль оберегов и были маркерами социального статуса.
«Мы находим бусы не во всех погребениях. Это свидетельствует о том, что не каждый представитель древнего населения мог позволить себе такую роскошь. Несмотря на то, что украшения иногда встречаются и в коллективных захоронениях, в первую очередь это личная вещь. Поэтому можно предположить, что наличие бус говорит о более высоком статусе погребенного человека», — отмечает Екатерина Губенко.
По словам исследователей, поиск каменных бусин — очень сложный процесс. Во-первых, необходимо тщательно просеять могильный грунт через сито, поскольку в нем могут находиться маленькие образцы размером до одного сантиметра. Во-вторых, важно не допустить, чтобы ценный материал ушел в отвал. В-третьих, нужно быть внимательным при транспортировке найденных бусин, ведь экземпляры могут потеряться в силу своего небольшого размера.
В перспективе у исследователей кафедры археологии и этнографии НГУ — пополнение источниковой базы новыми находками с территории Верхнего и Среднего Енисея.
Екатерина Серебрякова, студентка 1 курса отделения журналистики ГИ НГУ
Фото предоставлены исследователем