Арнольд Тулохонов:
— По моей инициативе на заседании Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации состоялось обсуждение вопроса о состоянии реформы академической науки, в том числе — об объединении научных организаций Иркутской области в Байкальский федеральный исследовательский центр.
Сокращение академических учреждений Сибирского отделения РАН противоречит реализации федерального закона «О Российской академии наук…». Таким образом, ставится под сомнение предложение Президента России о том, что в 21 веке национальным приоритетом является ускоренное развитие восточных регионов страны.
Более того, под лозунгом повышения эффективности в Красноярском, Иркутском, Якутском научных центрах предлагается сократить академические институты, известные во всем мире, с их объединением в единое юридическое лицо. При этом объединяются научные коллективы, занимающиеся дальним космосом и северным луговодством, генетикой и прогнозом землетрясений.
В обсуждении приняли участие сенаторы, депутаты Государственной Думы, руководители ФАНО, ученые, губернатор Иркутской области Сергей Георгиевич Левченко. В проекте принятого решения предлагается отказаться от механистического объединения разнородных исследовательских коллективов и использования административных рычагов реформирования. По мнению главы Иркутской области, в регионе кроме байкальской проблемы есть и другие не менее важные научно-прикладные задачи, которые также требуют глубокой научной проработки, и наличие спирогиры и других экологических проблем не есть повод сокращения других академических структур.
Многие выступающие подчеркивали, что создание научных институтов Сибирского отделения всегда в первую очередь ставило задачу развития производительных сил Азиатской России и сегодня эта роль должна только увеличиваться. К сожалению, в правительстве существует и другая точка зрения.
Михаил Кузьмин:
— Это событие было далеко не случайным, как и его итоги. Ибо реструктуризация научных организаций осуществляется не стихийно, а по предложениям подведомственных ФАНО научных организаций, Российской Академии наук, субъектов Российской Федерации, профильных федеральных министерств, исключительно с согласия научных коллективов, по согласованию с РАН и Правительством Российской Федерации в соответствии с действующими регламентами и нормативными правовыми актами.
Одно из предложений, прорабатываемых ФАНО в настоящее время — создание Байкальского федерального исследовательского центра путем интеграции нескольких научно-исследовательских институтов, входящих в Иркутский научный центр СО РАН. В ноябре 2015 года в Администрацию Президента Российской Федерации обратились руководители Лимнологического института СО РАН и Института динамики систем и теории управления СО РАН с идеей создать Байкальский научно-исследовательский центр путем соединения этих двух организаций. Президентом Российской Федерации Владимиров Владимировичем Путиным ФАНО России было поручено этот проект реализовать.
Однако, в ходе выполнения президентского поручения ФАНО посчитало целесообразным вести реализацию проекта по созданию Байкальского федерального исследовательского центра с привлечением большего числа научных организаций. При этом, не согласовав эту инициативу ни с СО РАН, ни с президентом РАН, ни с институтами, которые ФАНО планирует объединить — учитывая только их территориальное расположение, не задумываясь о том, какие научно-исследовательские работы они проводят. Эта новация была обсуждена на собрании директоров институтов СО РАН Иркутска, всеми работающими здесь академиками и членами-корреспондентами РАН. Результаты тайного голосования (при котором каждый подписывал свой бюллетень) показали: все высказались против объединения всех иркутских академических институтов с лишением их юридического лица. Поэтому член-корреспондент РАН Арнольд Кириллович Тулохонов, как сенатор от Республики Бурятия, инициировал обсуждение этого вопроса на заседании профильного комитета Совета Федерации, куда я был направлен собранием директоров и членов Академии ИНЦ СО РАН.
Выступая в Москве, я сделал экскурс в историю науки Приангарья и Прибайкалья, описал ее вклад в создание в Восточной Сибири мощной минерально-сырьевой и энергетической базы, в разработку и производство новых лекарственных препаратов и сортов растений, адаптированных к сложным климатическим условиям, в изучение Байкала, в обеспечение безопасного функционирования объектов производственной и гражданской инфраструктуры в регионе с повышенной сейсмической активностью. Директор Института земной коры ИНЦ СО РАН профессор РАН Дмитрий Петрович Гладкочуб подготовил для Совета Федерации характеристики всех институтов нашего научного центра, показал достижения и специфику каждого из них.
Губернатор Иркутской области Сергей Георгиевич Левченко в своем выступлении указал, что необходимо найти дополнительные средства на проведение научно-исследовательских работ по состоянию экосистемы озера Байкал — объекта мирового наследия. Нужно детально разобраться в причинах развития водоросли спирогира на Байкале, понять, как такое явление связано с антропогенными и природными процессами. Для этого следует в первую очередь найти средства для развития научных исследований Лимнологического института, возможно, вместе с ИДСТУ СО РАН, чтобы эти работы сопровождались глубокими математическо-информационным сопровождением. Но объединять и разрушать ассоциацию разнопрофильных институтов Иркутска недопустимо. Все научные направления, имеющиеся в Иркутском научном центре, необходимо сохранить, так как это важно для развития науки, образования и культуры нашего региона.
Депутат Государственной думы академик Валерий Александрович Черешнев отметил, что Академия наук имеет хороший опыт междисциплинарных, интеграционных исследований, который основан на выполнении рядом самостоятельных институтов единых программ, без уничтожения самостоятельности каждой организации. Этот опыт нужно использовать при решении конкретных вопросов экологии и экономического развития отдельных регионов.
Другой парламентарий, иркутянин Антон Васильевич Романов (член думского комитета по энергетике) сказал, что научные институты должны, прежде всего, исследовать состояние природной среды такого уникального объекта, как озеро Байкал. Он предложил создать специальный государственный орган для выполнения всех необходимых мероприятий, связанных с сохранением природной среды Байкала и ее центральной зоны.
Детально обсудив состояние научных исследований в Иркутской области, проблемы Байкала и развития академических институтов Иркутского научного центра, Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации Российской Федерации признал нецелесообразным слияние всех научных организаций с потерей ими юридического лица. Комитет рекомендовал ФАНО России при разработке программ развития и вопроса реструктуризации научных организаций Иркутской области и других регионов России руководствоваться принципами открытости, добровольности и публичности, информировать научное сообщество о целях, мероприятиях и результатах реализации программ развития, а главное — не допускать механического слияния успешно функционирующих научных организаций. Федеральному агентству также предложено совместно с Академией наук и Минобрнауки России проработать вопросы обеспечения в ходе реструктуризации институтов непрерывности работы аспирантур, диссертационных советов и по присуждению ученых степеней, редакций научных журналов, учрежденных при научных организациях. Заместителю председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктору Мельхиоровичу Крессу поручено осуществлять контроль за проведением реструктуризации научных организаций в России, особенно в восточных регионах.
Фото Юлии Поздняковой