В Год науки и технологий ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» стал организатором художественной выставки «Объекты и Структуры». Выставка стала первым проектом красноярских ученых на стыке науки и искусства. Две серии работ — лаконичных фотографий «Объекты» и коллажей на основе снимков электронного сканирующего микроскопа «Структуры» — показывают, как необычно можно представлять результаты научных исследований.
После двух недель экспозиции работ в небольшом творческом пространстве организаторы получили несколько приглашений от местных музеев и выставочных пространств. Научно-художественные гастроли уже расписаны на полгода вперед. Но организаторов, безусловно, волнует, станет ли он настолько же успешным и понятым среди ученых, будет ли творческое переосмысление науки способствовать повышению ее узнаваемости, вовлекать в науку зрителей?
«Выставка стала для нас точкой входа в мир искусства. Можно сказать, что эксперимент удался, ведь мы получили положительные отзывы и предложения разместить наши работы в других местах. Но теперь нужно понимать, куда двигаться дальше, насколько эффективным с точки зрения научной коммуникации будет выбранный формат. Ведь в конечно итоге нас волнует повышение уровня доверия к науке в обществе и продвижение бренда красноярских ученых», — рассуждает кандидат биологических наук Егор Сергеевич Задереев, руководитель группы научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН, один из кураторов выставки.
Для ответа на эти важные для организаторов выставки вопросы они организовали экспертную дискуссию. Для Красноярска, да и для всего Сибирского региона такое актуальное направление искусства, как сайнс-арт, является относительно новым, поэтому к участию в беседе были приглашены авторы подобных проектов и специалисты по научной коммуникации из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга и Красноярска.
Искусство и научная коммуникация
Специалист по связям с общественностью Центра научной коммуникации Университета ИТМО Валерия Прокуратова считает, что визуальная составляющая — один из важных аспектов научной коммуникации, перспективный инструмент преподнесения, объяснения и иллюстрации информации. В научной коммуникации можно работать с разными форматами вербального восприятия. Ярким примером является мультимедийная научная журналистика, в которой текст может сочетаться с фотографиями, видео и анимацией. При этом история рассказывается так, чтобы аудитория научилась взаимодействовать с научными данными, вовлекалась, заряжалась интересом узнать, что делают ученые.
«Визуал — это база, с которой мы работаем, которая в дальнейшем перерастает в новые практики и форматы. Один из прекрасных проектов, иллюстрирующий это, — совместный проект с Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологии им. Д. И. Менделеева в Санкт-Петербурге. Наши студенты с помощью данного проекта хотели показать, как ученые проводят измерения глубокой ночью, поскольку в другое время им мешает шум метро. После этого ребята еще придумали видеоигру о будущем человечества и роли метрологии в его осуществлении. Сегодня визуальные способы репрезентации для научной коммуникации — это тренд», — отметила Валерия Прокуратова.
SMM-менеджер Центра Art & Science Университета ИТМО Екатерина Юдаева отметила, что они создали одну из первых в России площадок, которая представляет возможность посетителю не только познакомиться с работами в направлении сайнс-арт, но и самому стать творцом. В таком формате визуальная составляющая помогает привлекать людей к науке за счет яркости и красочности. В большинстве случаев в подобных пространствах происходит некое взаимодействие посетителя с арт-объектом (визуальное, вербальное, физическое). В итоге человек переосмысливает научную составляющую.
«Мы привлекаем людей в науку через чувство красоты, эстетики и чего-то нового, интересного. Здесь коммуникация науки и общества происходит через инструменты искусства. В этих проектах люди понимаю, что наука — это не что-то страшное, а наоборот, — красивое и завораживающее», — заключила Екатерина Юдаева.
Рассуждая о тенденциях в области научной фотографии и искусства, менеджер в сфере культуры и образования, продюсер технологического искусства Анна Пеплова (Москва) подчеркнула, что сейчас роль изображений меняется. Если в традиционном представлении фотография документирует мир, то современный художник используют не саму научную фотографию, а связанные с ней гибридные формы. С приходом новых медиа- и цифровых технологий изображение может переводиться в другие формы, например при помощи искусственного интеллекта создаются медиаинсталляции, дополненные или виртуальные реальности. Такие преображения порождают интерактивные формы взаимодействия с экспозицией, заложенными в ней смыслами. Подобные проекты распространены довольно широко, и поучаствовать в них может любой желающий.
При этом надо помнить, что аудитория проектов, которые рождаются в результате взаимодействия ученых и художников, довольно узкая. Это характерно не только для России. Причина такого положения в специфике проектов. Чтобы понимать любое современное искусство, нужно войти в контекст, прочитать экспликацию, узнать про суть научного исследования и концепцию, заложенную в работу художником.
«Мода на сайнс-арт привела к тому, что многие работы выставляются в музеях и в общественных пространствах, они доступны широкой публике. Но всегда возникает вопрос, насколько публика не только видит, но и понимает заложенные в проект смыслы», — делится своими сомнениями Анна Пеплова.
Впрочем, эксперт отметила, что существуют и узкоспециализированные программы, ориентированные на научную и узкую музейную специфику. В таком случае научная фотография выступает как документальный и доказательный базис, представляющий в каком-то смысле традиционный взгляд на мир.
Искусство фотографии
Фотограф, специалист по связям с общественностью Красноярского научного центра СО РАН и сокуратор выставки Анастасия Тамаровская рассказала о том, как родилась идея серии «Объекты», ставшей основой проекта. Перед ней стояла задача воплотить в изображении такие сложные тематики, как органическая химия, магнитная физика, генетические исследования в сельском хозяйстве. При решении этой задачи автору нужно было показать научные направления, но придумать новые образы, запоминающиеся символы. С одной стороны, они должны быть понятны и узнаваемы, а с другой — нести новую для зрителя информацию.
«Первое, что приходит нам в голову — это стереотипы. Но это ловушка. Важно находить новые образы. Только они запоминаются и меняют нашу картину мира. Вообще, красивым и удивительным нам кажется только новое, а то, что мы видели много раз — скучным. В нашем фотопроекте мы пришли к идее показать научные направления через объекты. Именно такие переосмысленные научные символы и образы могут впоследствии проникнуть в массовую культуру через сайнс-арт. С одной стороны, фотография документирует факты, но с другой — добавляет им эмоции и новые смыслы», — рассказывает Анастасия Тамаровская.
Руководитель красноярского Информационного центра по атомной энергии Ирина Билай рассказала про свой опыт взаимодействия фотографов и ученых. В течение двух лет в рамках проекта «Научный фотокросс» она занималась организацией экскурсий в научные лаборатории города. Организаторам было интересно, как фотографы отрефлексируют науку. При этом, как отмечает Ирина, на первых порах были опасения, что творческий взгляд художников будет фокусироваться на условной обратной стороне медали. Ведь людям из творческой среды часто близки темы хаоса, усиления неких мрачных идей. Так, во время самой первой экскурсии в лаборатории Красноярского государственного аграрного университета внимание камер было приковано к препаратам аномалий развития животных, паразитов, больных органов, законсервированных в формалине.
В конечно итоге проект получился крайне удачным. После посещения десятка научных лабораторий в нескольких университетах и Красноярском научном центре была собрана подборка фотографий. Избранные работы выставлялись на Красноярской ярмарке книжной культуры.
«Мне было приятно наблюдать, как люди реагируют на результаты нашего творчества, читают экспликации, когда сталкиваются с чем-то непонятным. В этом проекте мы, скорее, рассматривали самих фотографов как трансляторов популяризации науки. Ведь после каждой экскурсии они пишут об увиденном в социальных сетях, выкладывают истории», — рассказывает о своем опыте Ирина Билай.
Фотограф и художник из Екатеринбурга Наталья Подунова поделилась своим опытом и мыслями о взаимодействии фотографии, искусства и науки. По ее мнению, проектов по совмещению науки и искусства в профессиональной фотографической среде не так много, поэтому она и ее немногочисленные коллеги, скорее, ощущают себя белыми воронами. В то же время она считает, что у этого направления художественной фотографии есть большой потенциал.
У Натальи есть успешный опыт, когда вместе с художницей они делали проект дополненной реальности. На фотографиях современного Екатеринбурга были дорисованы животные и растительность палеозойского периода. Авторы пытались погрузить сегодняшнего зрителя в атмосферу древнего мира. Результат был впечатляющим: выставку посетили порядка шести тысяч человек, многие оставили восторженные отзывы.
«Главное — мы донесли до зрителей идеи теории эволюции и геологической истории Земли. Это научная коммуникация в прямом смысле этого слова, намного более эффективная, чем обычные лекции. В данном случае искусство помогает проще донести знания до адресата», — отмечает Наталья Подунова.
Наука как муза
Для художника и архитектора из Красноярска Алексея Шидловского визуальные миры науки — источник вдохновения. Он уверен, что некоторые вещи, которые можно в них обнаружить, невозможно придумать. К примеру, в своем проекте «Структуры» Алексей работал с изображениями со сканирующего электронного микроскопа. В данном случае художник получает то, что глаз не сможет увидеть в принципе. Прибор анализирует взаимодействие электронов с поверхностью, а уже затем преобразовывает язык электронных сигналов в понятные нам образы.
«Из науки можно черпать вдохновение, она наполнена им. Очень странно, что до сих пор, в 21-м году XXI века, многие считают, что наука — это что-то угрюмое и непонятное. Наука — это здорово, весело, прекрасно и бесконечно красиво. Отрефлексировать научные данные и создать из них творческий продукт непросто, но мне, как художнику, очень интересно», — высказывается Алексей Шидловский.
Искусствовед и куратор выставок Нина Робачевская рассказала, как она делала первый сайнс-арт-проект в Красноярске. Тогда, в 2018 году, группа красноярских искусствоведов и специалистов в области культуры получила поддержку фонда Президентских грантов на проведение всероссийской выставки «Со-единение». Поначалу организаторам казалось, что люди искусства и науки говорят на разных языках. Но на практике вышло совсем иначе, и точек соприкосновения оказалось гораздо больше, чем это могло показаться на первый взгляд. Как и среди ученых, у каждого художника есть своя техника или идея, которые лежат в основе его работы. Именно тогда, например, зародилось сотрудничество художника Алексея Шидловского и физиков из Красноярского научного центра СО РАН.
«На три недели “Со-единение” стало пространством диалога между искусством и наукой. Такое слияние превзошло все наши ожидания. Тогда, за столь короткое время работы выставки, нас посетили около двенадцати тысяч человек. Я считаю, что за сайнс-арт-проектами будущее. Ведь обе эти сферы — наука и искусство — в конечно итоге производят то, что остается в вечности», — заключила Нина Робачевская.
Мария Байкалова, Егор Задереев
Фото Анастасии Тамаровской