В Институте динамики систем и теории управления им. В. М. Матросова СО РАН (Иркутск) состоялся круглый стол по обсуждению третьего этапа научно-исследовательской работы «Влияние изменения уровня воды в озере Байкал на состояние экосистемы озера, определение ущерба объектам экономики и инфраструктуры прибрежной территории Республики Бурятия, Иркутской области в зависимости от уровней озера и сбросов Иркутской ГЭС».
Более 60 представителей институтов — участников НИР, а также Министерства науки и высшего образования и Министерства природных ресурсов и экологии РФ работали по четырем направлениям: экологические и рыбохозяйственные требования при регулировании уровня озера Байкал; социально-экономическая оценка последствий (ущербов) при изменении уровня Байкала и регулировании расходов Иркутской ГЭС; предложения по сверхдолгосрочному вероятностному прогнозированию полезного притока воды в озеро Байкал с учетом наиболее вероятных сценариев климатических изменений; предложения по минимизации рисков и потенциальных ущербов при регулировании уровня озера Байкал.
Озеро Байкал
Директор Иркутского филиала Сибирского отделения РАН и ИДСТУ СО РАН академик Игорь Вячеславович Бычков отметил, что за два года исследований сделать окончательные выводы по направлениям НИР на ближайшие 20—30 лет крайне сложно.
«Изначально НИР была направлена на то, чтобы дать предложения и рекомендации по правилам использования водных ресурсов, а также расчеты, связанные с возможностью выбора диапазона регулирования уровня Байкала с минимальными ущербами. Когда мы обосновывали это исследование, то говорили о необходимости натурных измерений, дополнительных экспедиций при разных уровнях озера для оценки в первую очередь воздействия на экологические системы Байкала. В рамках выполнения этой НИР мы еще раз обратили внимание, что по ряду направлений нужно делать параллельные работы. В этом в первую очередь заинтересовано Минприроды России. По острову Ярки также нужна отдельная работа с множеством аспектов — экологических, геологических, гидрологических, гидрохимических. Необходимо оценить, как будет меняться природа, ведь антропогенное воздействие может вступить в противоречие с природными процессами», — сказал Игорь Бычков.
Не менее важный вопрос связан с берегоукреплением ряда участков на побережье Байкала, где естественный процесс абразии должен быть остановлен. В рамках исследования ученые планируют найти баланс между сохранением природного ландшафта и возможным социально-экономическим ущербом. Заведующий лабораторией гидроэнергетических и водохозяйственных систем Института систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН (Иркутск) доктор технических наук Вячеслав Михайлович Никитин отметил, что круглый стол стал завершающим в цикле предварительных обсуждений концептуальных вопросов по третьему этапу научной работы. Ранее рабочие совещания проходили в Санкт-Петербурге и Улан-Удэ.
«Мы обсудили такие понятия, как экологические и рыбохозяйственные требования при регулировании озера Байкал, с участием ведущих специалистов в этой области. Отдельный блок вопросов был посвящен социально-экономическим оценкам и последствиям ущербов при изменении уровня Байкала и регулировании расходов Иркутской ГЭС в нижнем бьефе. Также говорили о предварительных результатах заключительного этапа НИР, связанного с порядком регулирования уровенного режима Иркутского водохранилища с учетом экологических и социально-экономических факторов. Это предварительные результаты моделирования, которые выполнены нами по имеющимся результатам первых двух этапов работ. В процессе научной дискуссии мы сформулировали, какие требования нам необходимо учитывать для количественного учета при выполнении расчетов и предложений по регулированию уровня озера Байкал», — отметил Вячеслав Никитин.
Озеро Байкал
Ученые продолжат работать над едиными подходами к порядку регулирования уровенного режима. Уже озвучены предварительные минимальные и максимальные уровни и диапазоны. «Количественные оценки, конечно, требуют уточнений, но предварительно речь идет о том, что действующее законодательство предусматривает диапазон регулирования в 2,31 метра от отметки 455,54 метров (это проектный уровень мертвого объема) до уровня в экстремально многоводных условиях — 457,85 метров по Тихоокеанской системе высот. Мы считаем, что такое изложение постановления Правительства РФ № 234 “О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности” не отвечает задачам и интересам участников водопользования региона. Это субъекты РФ и регулятор в лице Росводресурсов. Самые главные вопросы, если следовать этому постановлению, — кто, каким образом и когда определит: какие условия являются средними? Какие экстремальными? Особенно, если это происходит в текущем режиме времени», — говорит Вячеслав Михайлович.
Ученые акцентируют внимание на том, что в настоящее время нет официально утвержденных понятий средней, большой и малой водности. «Следовательно, действующее постановление вызывает некоторые опасения и недовольства водопользователей. Практика и расчеты в течение восьми лет, а именно 2012-го, 2018-го и 2021 года, показала, что, как только уровень уходит за границы нормальной и средней водности, в регионе начинаются проблемы из-за отсутствия надежных прогнозов. Сейчас основное предложение иркутских ученых — сохранять метровый уровень всегда, когда это позволяют гидрологические условия, так как при превышении отметки 457 метров и при снижении ниже 456 метров появляются ущербы, это отражено в результатах первых двух этапов работы», — объясняет Вячеслав Никитин.
Один из немаловажных факторов при оценке и прогнозировании уровня озера — это быстрая трансформация уровня Байкала. В течение суток он может меняться в диапазоне 10—15 сантиметров, при этом точность измерения среднего уровня на большом озере в разных пунктах может отличаться от пяти до десяти сантиметров. По данным наблюдений, раз в 10—15 лет случаются отклонения выше отметки 457 метров. Согласно современному законодательству, при определении допустимых уровней регулирования необходимо предусмотреть и события, которые могут происходить раз в сто лет. Эти и другие варианты событий с предложениями по их предупреждению или минимизации ущербов будут представлены заказчику НИР, Минприроды России, до ноября 2023 года.
В научно-исследовательской работе «Влияние изменения уровня воды в озере Байкал на состояние экосистемы озера, определение ущерба объектам экономики и инфраструктуры прибрежной территории Республики Бурятия, Иркутской области в зависимости от уровней озера и сбросов Иркутской ГЭС» принимают участие ИДСТУ СО РАН (куратор и основной исполнитель), ИСЭМ СО РАН, Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН (Иркутск), Лимнологический институт СО РАН (Иркутск), Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований (Иркутск), Байкальский институт природопользования СО РАН (Улан-Удэ), Институт общей и экспериментальной биологии СО РАН (Улан-Удэ), Геологический институт им. Н. Л. Добрецова СО РАН (Улан-Удэ), Иркутский государственный университет, Государственный гидрологический институт, Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова, Байкальский филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.
Вера Велякина, ИДСТУ СО РАН
Фото Владимира Короткоручко