«Когда мы снимем фильм, дым сражений уже пройдёт»

 

Источник, фото: сайт НГУ

В журнале Physics in Perspective издательства Springer вышла статья «Physics in Novosibirsk and Akademgorodok». Приводим с небольшими сокращениями интервью с одним из её авторов, Александром Аполонским.

Александр Аполлонский

— Какова цель этой статьи, появившейся в журнале столь известного издательства?

— После первого конгресса НГУ в сентябре 2013 года я был избран в совет ассоциации выпускников («НГУ-Союз») и решил выбрать себе дело по плечу: продвижение имиджа университета на Западе. Цель сильно амбициозная, но я понял это лишь спустя некоторое время, после бесплодных попыток раскрутить это дело. Володя Шильцев, активнейший участник движения выпускников НГУ, предложил мне написать статью для научно-популярного журнала Physics in Perspective об Академгородке. Чем не шаг в выбранном направлении? Я глянул на архивные статьи журнала и не сильно вдохновился: черно-белые статьи рассказывают для физиков-туристов: что они могут узнать в Осло или Нью-Йорке об истории физики и современном её состоянии. Но, несмотря на поиски, более удачной площадки для рассказа об Академгородке я не смог найти. Потом подумал: с чего-то же надо начинать! Я физик и могу написать о физических институтах. Затем будут статьи и о химиках, и биологах, лишь бы кто-то активный загорелся идеей и начал искать подходящий журнал. Кстати, в процессе поиска я с удивлением обнаружил, что СО РАН, и исторически, и в аспекте достижений не представлено на международной сцене в виде книг или статей. Это послужило триггером, и я задумался всерьез о написании. В результате так сложилось, что при поддержке ассоциации выпускников "НГУ-Союз" наша статья вышла, она в цвете, и находится в интернете в открытом доступе, то есть не только для подписчиков журнала.

— Кто вам помогал в написании, довольны ли вы тем, что получилось?

— Сначала я искал какую-нибудь русскую книгу на тему статьи. Не нашел и обратился к Наталье Куперштох, работающей в Институте истории СО РАН. У нее издано несколько книг и огромное количество статей по теме истории Сибирского отделения. Я объяснил ей тему и специфику статьи. Наташа написала заготовку, которую нельзя было перевести на английский язык в смысле стиля. Поясню примером: в российских книгах про руководителей науки можно написать, что этот деятель организовал такое-то научное направление впервые за Уралом. Но западному читателю эта информация вообще ничего не говорит: какое ему дело, где в России это направление было развито. Ему важно, какие новые результаты получены. А это в российской литературе как раз не выносится на передний план. То есть говорится, что делали, без формулировки что сделали.

В связи с этим появилась проблема: где взять информацию о результатах международного уровня, полученных тем или иным институтом. Не просто, что исследовали то-то и то-то, а что прозвучало в мировом масштабе. Я обратился к своим знакомым в разных институтах, а они, люди занятые, переправили меня к ученым секретарям. Вы, наверно, как и я, удивитесь, но ученые секретари не загорелись идеей продвижения своих результатов. Ответов практически я не получил. Не просто помощи, а даже ответов… Вебсайты институтов тоже не помогли, хотя могли бы. Этим можно объяснить, что в результате про некоторые институты информации получилось немного.

Замечу, что ИЯФ в смысле результатов мирового уровня просто Гималаи, по сравнению с другими институтами. Это и так всем известно, но с данными на руках звучит очень убедительно. Были и сложности с иллюстрациями. Пришлось договариваться насчет разрешения с чужими фотографами, посетившими, например, ИЯФ, и выставившими фотоотчеты у себя в ЖЖ. А часть фотографий сделала Наташа, спасибо ей большое. Может качество их и не лучшее, но лучше, увы, не нашли. Редакция журнала также внесла свою лепту в наши замыслы, но совсем с другой стороны, порезав нашу историческую и мотивационную части.  Да, не получилось написать всё то, что хотелось. Но любой журнал — это набор тем и стилистик, своего рода фильтр. Все равно максимум текста удалось напечатать, то есть просочиться через этот фильтр.

Отвечая коротко на вторую часть вопроса: да, я доволен. Усилия превратились в публикацию, которая поможет западным научным туристам (а такая категория есть, включая абитуриентов) лучше подготовиться к нашей сибирской реальности. Знаю, что статья понравится не всем читателям, будут недовольны обойдённые. Но некоторые причины этому изложены выше и, как говорится, не стреляйте в пианиста.

— Насколько статья важна для жизни НГУ?

— Уверен, что важна. Поскольку мы думаем об интернационализации НГУ в связи с деятельностью, обозначенной как топ-100, следует создавать его положительный имидж в глазах как иностранных абитуриентов, так и руководителей зеркальных лабораторий. Теперь статьей можно пользоваться в чисто утилитарных целях, привлекая ей нужных нам людей.

— Какие намечены дальнейшие шаги в выбранном Вами направлении?

— Трудный вопрос. Оказалось, что сделать какое-то дело в свободное от работы время непросто. Например, над этой статьей мы с Наташей работали 9 месяцев, свои новогодние и пасхальные каникулы я провел за рабочим столом. В ближайшем будущем хочется сделать более крупные шаги, например, снять большой фильм про Академ. Здесь много проблем, но главная — отсутствие денег. Тех, кто мог бы сделать фильм технически, я вроде бы нашел. Но как съемки организовать, как потом фильм провести по западным каналам? Без показа на Западе фильм не имеет большого смысла. А тут еще санкции в связи с Украиной, и безумная западная пресса, прессующая Россию по всем возможным масс-медиа каналам. С другой стороны, всё течет и изменяется. Может, когда мы фильм снимем, дым сражений уже пройдет, и к России будут относиться согласно ее статусу. Статусу великой державы, не боящейся проводить свою политику. Я надеюсь на помощь студентов и сотрудников НГУ, которые готовы вложиться в этот проект.