За последние два десятка лет это единственный полностью выполненный в России научный труд, который был включен в выдержавший множество изданий зарубежный криминологический учебник такого уровня. Исследование новосибирских ученых, которое посвящено проблеме совершения жестоких преступлений в нашем обществе, цитируется в учебнике наравне с трудами Чарльза Дарвина, Томаса Куна, Томаса Гоббса и других известнейших ученых и философов мира.
«Эта работа является ярким примером междисциплинарного исследования, которое было бы невозможно выполнить без каждой из отраслей наук, задействованных в нем, — криминалистики, психологии и психиатрии, молекулярной нейробиологии, медицинской генетики, а также методов современной прикладной статистики, — напомнил ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук. — А сам факт включения результатов в американский учебник такого уровня подтверждает признание международным сообществом и ведущими зарубежными специалистами Новосибирска как научного центра мирового уровня и в области генетики, и в области современной математики».
Один из соавторов статьи сотрудник ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН», нейробиолог кафедры физиологии Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Петр Николаевич Меньшанов,
считает, что на Западе, в связи с активным развитием генетики в последнее время стала избыточно популярной гипотеза о том, что подавляющее большинство преступлений тесно сопряжено с генами, ответственными за развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, ADHD).
«Мы лишь продемонстрировали, что многие жестокие и тщательно спланированные преступления, приведшие к убийству, никак не связаны с данным синдромом. У таких «хладнокровных» злоумышленников не наблюдается импульсивной агрессии, и растут они у социально благополучных родителей. В то же время у этих преступников хорошо развита «холодная», спланированная агрессивность, наличие которой тесно сопряжено с некоторыми малоактивными формами рецептора дофамина DRD4 у таких лиц. Поэтому нельзя просто взять данные медицинской карты или генетического анализа, посмотреть наличие у человека гиперактивности или определенных аллелей генов и сказать – виновен! Обвинять на основании генотипа категорически нельзя», — объяснил Петр Меньшанов.
Ученый также отметил, что гены лишь создают исходную почву, на которой формируется личность. А вот какая эта личность сформируется, какими мотивами, какими стремлениями эта личность будет обладать — в первую очередь определяет окружающая среда. Только сбалансированный подход между обучением базовым знаниям, применением новых цифровых методов педагогики и классическим школьным воспитанием может сформировать полноценного, критически мыслящего человека, который будет выбирать недеструктивные, полезные и для самого индивида, и для общества пути реализации собственных желаний. Именно поэтому текущий подход сбалансированного сочетания обучения и воспитания, который выбрало и планомерно внедряет в школы Министерство Просвещения, абсолютно корректен.
«По возможности поведение детей необходимо исправлять не таблетками, которые лишь на время корректируют работу рецепторов, а немедикаментозным путем – через тренировку внимательности, памяти, воспитание и развитие самоконтроля. Будущие исследования покажут, насколько популярные на Западе таблеточные методы коррекции гиперактивности влияют на развитие креативности и гибкости мышления», — заключил новосибирский ученый.