Один из самых значимых элементов природы для хакасов — дерево. В наши дни его широко используют на свадьбах как яркий символ торжества и церемонии, а в прошлом дерево сопровождало все обряды жизненного цикла человека, начиная от рождения и заканчивая смертью. В сознании человека это растение представлялось живым существом, которое служило проводником между мирами. Посредством работы в архивах и библиотеках, а также в процессе полевых этнографических наблюдений исследователи из Института археологии и этнографии СО РАН изучили концепт «дерево — род — человек» для традиционной хакасской культуры, связанный с обрядами. Статья об этом опубликована в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии».
«В религиозно-мифологическом сознании коренного жителя Хакасии XIX—XX века макрокосм (вся Вселенная) и микрокосм (небольшая ее часть, отдельный организм) тождественны. Символ дерева гармонично вписывается в структуру этих уровней мироздания. На макроуровне дерево воплощает образ Вселенной, которая по архаическим представлениям состоит из трех сфер: небо — макушка дерева, земля — ствол, подземный мир — корни. На микроуровне сам человек отождествляется с деревом: семя — зародыш человека, молодой отросток — младенческий период, зрелое дерево — взрослый человек, старое усыхающее — пожилой. Согласно мифам, первопредками людей выступили божества в образе двух берез, и этот факт отразился на системе обрядности хакасов», — рассказывает старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат исторических наук Венарий Алексеевич Бурнаков.
Существовало много примет и поверий, связанных с деревом. Например, если во сне увидеть падающее дерево, значит, умрет кто-то из людей. При этом, если ломалось или падало старое дерево, это означало, что в ближайшем времени погибнет кто-то пожилого возраста, если молодое — юный человек.
«В народе к любому природному объекту относились с большим почтением, то же самое касалось и деревьев. Существовали этические правила рубки леса, которым следовали абсолютно все. Например, нельзя было рубить дерево, не известив его о данном намерении. Оно считалось живым существом, поэтому надо было разбудить его, постучать, предупредить его и извиниться. Ночью рубить деревья вообще строго воспрещалось», — отметил Венарий Бурнаков.
Дерево — важный элемент обрядности жизненного цикла человека, связанной с рождением, браком и смертью. Оно использовалось практически во всех значимых ритуалах, как с участием шамана, так и без. При этом наиболее популярным обрядовым растением в культуре хакасов была и остается береза. Точного ответа на вопрос, почему именно она, у ученых нет. Есть предположение о том, что березу выбрали исходя из ее повсеместной распространенности, широкого практического применения и ярко выраженных эстетических качеств.
Если рассматривать обряды из детского цикла, то здесь без березы не обходилось. Во многих мифах и сказках дерево — тот объект, который дает жизнь человеку. В сказках встречается сюжет: женщина, съев плод с дикой яблони, беременела. В ситуации женского бесплодия проводился специальный обряд ымай тартханы — притягивание души ребенка — с участием шамана. Для этого обязательно в жилище (юрту) через дымоход вносилась береза с корнями и устанавливалась недалеко от очага. Это дерево олицетворяло собой ось Вселенной, мировую лестницу, по которой служители культа могли перемещаться как в верхние, так и в нижние миры. Шаман проводил камлание: для получения души ребенка он переходил в верхний мир, где жила богиня плодородия Умай. Согласно мифам, там, на прекрасной небесной земле, возле горы, рядом с которой находилось молочное (золотое) озеро, росла священная береза. На ней в образе маленьких птичек располагались души младенцев. Шаман подносил Умай дары и усердно просил душу ребенка для конкретной женщины. Если богиню всё устраивало, она отдавала птичку шаману. Он, в свою очередь, перемещал эту душу с мифического дерева на то, которое находилось в юрте. После обряда, как указывают источники, женщина беременела.
Когда наступал период родов, без дерева тоже не обходилось. В случае затяжных трудных родов через дымоход также вносилась береза с корнями, ее устанавливали за очагом на женской стороне юрты. По традиции женщина рожала стоя на коленях, а дерево служило ей опорой. Иногда ее ненадолго привязывали к живому дикорастущему дереву. Считалось, что это поможет облегчить процесс родов. В традиционном мировоззрении рождение равнозначно приходу младенца из потустороннего мира. Чтобы этот путь прошел успешно, обязательно присутствовало дерево, символизирующее дорогу.
Колыбель ребенка в религиозном сознании хакасов считалась сакральной территорией младенца, поэтому ей уделялось отдельное внимание. В традиционных представлениях народа деревья делились по нескольким принципам: легкие (береза, тополь, кедр) и тяжелые (лиственница), светлые (береза и тополь) и темные (сосна, лиственница, кедр). Колыбели всегда изготавливали из легких и светлых пород. Считалось, что в них ребенок будет хорошо спать и расти. Причем при выборе дерево должно было произрастать вдали от журчащей реки, так как если срубить его там, где шумно, и сделать колыбель, младенец будет спать беспокойно. Большое внимание уделялось и мастеру, который изготавливал колыбель. Он должен был обладать положительными качествами — они, по поверьям, передадутся ребенку.
В свадебных обрядах береза выступала символом плодородия и женского начала. В процессе одаривания подарками родственники брали с собой прутик и слегка хлестали молодоженов, стараясь задеть невесту в области поясницы, которая считалась тем местом, где находились души нерожденных детей. Таким образом пару благословляли. Для молодого человека устраивалось и отдельное испытание: с одного удара топором нужно было разбить полено, и если это удалось, значит, брак будет крепким и богатым, а детей у супругов будет много. В этом обряде полено символизировало женское начало, топор — мужское.
Каждый хакасский род-сеок имел свою родовую породу деревьев. Среди них часто встречались береза, лиственница, тополь, кедр и другие растения. Почитание конкретного родового дерева строго поддерживалось традицией и передавалось из поколения в поколение.
По отношению к дереву рода хакасы должны были выражать почтение и совершать обряды. Когда человек умирал, то требовалось по возможности похоронить в гробу, сделанном из родовой породы дерева. Считалось, что человек произошел именно от этого дерева и его тело должно вернуться обратно в свою родную стихию. Однако, помимо родовых деревьев, существовало такое понятие, как общенародные деревья. Береза, лиственница и тополь могли использоваться в таких ритуалах любыми представителями хакасского народа.
Захоронения у хакасов были разные. Подземные — гроб располагался в могильной яме, и воздушные — на настилах, крупных ветвях и др. При этом гроб считался практически обязательным ритуальным изделием для каждого человека. Его изготавливали строго по индивидуальным параметрам умершего. Именно поэтому иногда для его обозначения служили слова кiзi тахпайы (деревянный футляр человека) или кiзi iдiзi — (посудина человека). Гроб мог символизировать собой еще и транспортное средство, в частности лодку и, по поверьям, помогал добраться душе покойного в загробный мир.
«Обряды, связанные с рождением и смертью, имеют определенные семантические параллели. Главным образом это выражается в представлениях о потустороннем мире. Полагали, что ребенок приходит из инобытия, а умерший наоборот отправляется туда. И дерево в этом процессе играло важную роль — оно обеспечивало успешное перемещение человека (его души) в этом пространстве», — пояснил ученый.
Иногда тела шаманов и других влиятельных лиц оборачивали в войлок и привязывали головой вверх в вертикальном положении к дереву. Тогда гроб был не нужен, однако дерево продолжало служить медиатором между мирами.
«В современной культуре хакасов в реликтовой форме всё еще сохраняются древние религиозно-мифологические представления о деревьях и связанная с ними обрядность. Многие традиционные ритуалы немыслимы без их использования. Конечно, в наши дни многие грани образа этого растения и его ритуальная значимость во многом позабыты и утрачены. Сейчас дерево чаще используется как символ праздника, торжества и церемонии», — прокомментировал Венарий Бурнаков.
Ирина Баранова
Изображения предоставлены исследователем