Душа-двойник и альтер эго ведьмы: как люди видят тени

Тень всегда представлялась чем-то загадочным и потусторонним. Ее считали то душой-двойником человека, являвшейся ему накануне гибели, то второй душой колдуна, которая в образе животного могла гулять и действовать отдельно от тела хозяина. Старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат исторических наук Ольга Владимировна Голубкова сравнила представления о тени у восточных славян и коми в Западной Сибири. Исследовательница показала, что коми сохранили верования в существование у человека тени — второй души, а у восточных славян они были вытеснены христианством и двойственность души считается признаком инфернальных персонажей.

Орт — предвестник смерти

«Представления о тени, которая является заместителем, двойником человека, эквивалентом его души, были распространены у многих народов. До наших дней сохранились отголоски воззрений о тени-душе, в том числе вера в ее появление накануне смерти в облике двойника человека и в возможность ее перевоплощения в животное, птицу, насекомое или растение», — рассказывает Ольга Голубкова.

Материалы полевых исследований (из экспедиций ИАЭТ СО РАН и личного архива О. В. Голубковой) содержат большое число сообщений, отображающих комплекс представлений о тени у русских, украинцев, белорусов, мордвы и коми, проживающих в различных регионах Западной Сибири: Новосибирской, Омской, Тюменской областях, Алтайском крае, Ханты Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Во многом эти материалы соответствуют представлениям о двоедушии, душе-двойнике, орт и урöс (у коми), распространенным в регионах Европейской России. 

Коми-зыряне, принявшие христианство на пять веков позже восточных славян и проживавшие на периферии, сохранили верования о существовании у человека двух душ: внутренней души-дыхания — лов, с уходом которой прекращается земная жизнь, и внешней души-тени, мифического двойника человека — орт. Считалось, что душа орт невидима, она находится вне тела и всю жизнь сопровождает человека. Накануне смерти орт может подать знак о скорой кончине, показавшись как двойник или приняв облик животного, залетевшей в дом птицы. Оставаясь невидимым, орт способен издавать звуки, передвигать и ронять домашнюю утварь, отворять окна и двери, разбивать посуду, оставлять на теле синяки.

В большинстве рассказов сибирских коми о тени-душе ее появление расценивалось как зловещий знак, предвещающий скорую кончину того, кто увидел орт, или его родственника.

«Перед смертью знак бывает, по коми “орт” называется. У каждого человека есть, а показывается, только когда уже на тот свет пора» (Омская обл., 2005). 

«Орт приходит перед смертью, родным покажется, тогда уже знают, кому суждено умереть. Он будто бы на того человека похож» (там же, коми). 

С одной стороны, появление души-тени могло расцениваться как божественная милость, которая дается умирающему человеку, чтобы облегчить его страдания. «Иногда возникали новые, нетипичные образы орта, очевидно, навеянные христианскими воззрениями об уводящих душу ангелах», — отмечает Ольга Голубкова.

«Каждому человеку своя судьба дана и своя жизнь. На том свете, когда человек родится, зажигается свеча или лампа. А когда она гаснет, приходит время умирать. А перед смертью видение бывает, знак. Приходит девочка в блестящем платье и уводит душу. Тогда умирать нестрашно, к кому она придет» (Омская обл., 2005).

С другой стороны, подобные видения соотносили с нечистой силой. Бытовало мнение, что можно избежать беды, прогнав призрака. 

«Перед смертью ходит орт. Во сне приходят люди в красивых блестящих платьях, бьют по щекам. Если увидишь, нужно плюнуть от себя три раза и сказать: “Уходите к такой-то матери, где ветер гуляет”» (там же, коми). 

Считалось, что орт мог появиться не только невидимкой, двойником или тенью, но также в образе животного, птицы. 

«Залетела в дом птица, я сразу поняла, что это орт. Выгнала ее, а всё равно беда. Принесли телеграмму, что умер брат» (Омская обл., 2001). 

«Мама рассказывала, что перед смертью ходила ночью по селу белая лошадь. Кто ее увидит, скоро в гроб ляжет» (Омская обл., 2005). 

«Зашла в дом собака, вся черная. Я ее выгнала, а она побежала в лес. Откуда взялась? В деревне черных собак ни у кого не было. Это орт приходил. На третий день муж умер» (Омская обл., 2001). 

Зооморфные и орнитоморфные ипостаси тени-души наиболее распространены у коми-ижемцев, ее называют урöс. Как правило, появление урöс — это знак скорой смерти. От обычного животного или птицы урöс отличает нетипичное поведение, проникновение в дом.

«Если птица из леса прилетит и на дом сядет, будет кричать — это урöс. Значит, умрет кто-то» (ЯНАО, 2006). 

«Перед смертью в дом птица весть приносит. Летом и зимой. Летом — летние птицы, зимой — зимние. Мне ночью не спалось, пошла на кухню, посмотрела в окно. На снегу перед окошком сидит куропатка и на меня смотрит. А потом муж умер» (ЯНАО, 2006). 

Судя по сохранившимся материалам, у восточных славян тоже когда-то были представления о наличии у человека двух (или более) душ. Эти представления были вытеснены с принятием и укоренением христианской религии, но они частично сохранились, будучи перенесенными в сферу демонического, антихристианского мира. Так, русские верили, что тень способна покинуть тело человека перед его смертью, а также в то, что она может быть источником болезни, от которой человек худеет и сохнет. В этом случае считали необходимым вынуть тень из хозяина и уничтожить ее.

Тень — неприкаянная душа

И у славян, и у коми с тенями идентифицировались души умерших, когда окончательно разрывалась их связь с телом. Достигнув назначенного им места в потустороннем мире, в поминальные дни они могли являться родственникам. Тени предков можно было встретить в доме и на кладбище; в ночь накануне родительской субботы была вероятность увидеть тени не только усопших, но и тех, кому суждено умереть в течение года. Души заложных покойников (погибших неестественной смертью, самоубийц, ведьм, некрещеных младенцев и т. д.) оставались блуждать между мирами в виде теней-призраков. 

«Перед смертью снохи пришел ее покойный муж, обнял ее, наговаривает “миленькая моя”. Она была в забытьи, думала, что живой, легла с ним. Вспомнила, что умер, тут котята закричали. На следующий день сноха умерла» (Алтайский край, коми, 2009).

«Отца забрали на фронт и убили, мама тосковала. Отец пришел в дом, прошел весь дом кругом. Мама ему: «Кудысь?», — и перекрестила дом. С печки спустилась холодная нога. Больше не приходил после этого» (там же, коми). 

Тень как альтер эго ведьмы

Самое большое число сообщений, связанных с представлениями о тени, относилось к рассказам о колдунах и ведьмах. В момент магического перевоплощения их тень могла принимать облик животного, птицы, предмета, а тело в это время находилось в другом месте. 

Бытовали поверья, что продавшие душу дьяволу люди лишаются тени, перестают ее отбрасывать, они сами становятся тенью в момент инфернального перевоплощения. 

«Жила здесь раньше ведьма, делалась то свиньей, то кошкой, то собакой. Она в доме спит, а ее тень в кошку или в собаку превращается и бегает по селу» (Новосибирская область, укр., 2004). 

«Видели, как из трубы вылетела черная птица и полетела на кладбище. Сама бабка лежит дома, а ее тень летает. Все знали, что она ведьма» (Алтайский край, рус., 2009). 

Воздействуя на тень, можно было поймать или наказать чародея. 

«Как-то шла я домой с гулянки. Увязалась за мной свинья. Бежит и бежит, а мне ее ударить нечем. Выдернула из плетня прут, хлестнула ее, а она ничё, как бежала, так и бежит. Добежала до той хаты, где та бабка жила, и нету ее, как черт смыл. Прихожу домой, там девочки сидят и ребята. Сказали, что надо было не по самой свинье бить, а по тени. Она тогда сделается человеком и можно увидеть, кто это свиньей по селу бегает» (Новосибирская обл., укр., 2002). 

«До войны жила здесь ведьма. Многие видели – как только вечером стемнеет, из ее избы из трубы вылетал поросенок. Она людям всякие гадости делала, портила скотину. Никак не могли ее поймать. Все знали, что ведьма, а как тут докажешь? Один человек сказал, что надо ловить не ее саму, а тень. Надо подкараулить и пригвоздить к земле, вбить в тень железный гвоздь» (Новосибирская обл., рус., 2019). 

Сами колдуны и ведьмы тоже могли воздействовать на тени людей и животных со своими коварными целями: наводили порчу, отнимали молоко у коровы и тому подобное. 

«Были ведьмы, они выдаивали коров. Заберет у коровы тень, потом к ней в дом молоко идет, все сливки собирает. Хозяевам один обрат достается» (Омская обл., рус., 2002).

«Отец говорил: чую, ночью корову доит. Прихожу в пригон — никого, а корова доится, молоко течет. Он взял палку, саданул в то место. Та бабка потом долго лежала с больной спиной» (Новосибирская обл., укр., 2019). 

Для людей, сохранивших отголоски мифологического мировосприятия, тень человека представлялась субстанцией, связанной с иным миром, и потенциальным объектом магического воздействия на человека. Поэтому всё, что происходит с тенью, может повлиять на физическое тело.

«Ведьма забирает тень или след. Нашепчет на нитку, которой мерила, а человек будет сохнуть. Может на смерть сделать. Положит нитку в гроб и через сорок дней человек умрет. Это страшный грех, а делали» (Новосибирская обл., рус., 2018). 

Отражение, фотография и другие двойники

«Наряду с тенью потусторонним двойником человека, животного или предмета считалось его отражение. Отражающие поверхности — вода, зеркала — воспринимались как открытая граница между земным и загробным мирами. Поэтому с зеркалами был связан целый комплекс запретов: не допускалось отражение в них умерших, беременных и детей до года», — пишет Ольга Голубкова.

Опасность заключалась не только в соприкосновении через зеркало с потусторонним миром, но и в самом удвоении (посредством отражения), которое грозило двоедушием, превращением в колдуна, ведьму, вампира.

«Девки гадают на жениха — смотрят в зеркало. Это грех, потому что приходит нечистая сила» (Алтайский край, рус., 2009).

Со второй половины XIX века поле двойников расширилось за счет фотографий, которые в мифическом представлении эквивалентны отражению или тени. Широко распространены суждения о том, что на человека можно воздействовать через его фотографию и что снимки умерших опасны. 

«На фотографию мертвого нельзя вечером смотреть, нельзя в лицо долго вглядываться. Может приблазниться» (Омская обл., укр., 2002). 

«Нельзя смотреть на фотографии умерших. Может урöс показаться и на тот свет заберет» (ЯНАО, коми, 2004). 

«Дочь ее (умершей ведьмы) выйдет на крылечко, вынесет карточки: смотрите, мол, мою маму. А люди потом чахнут, болеют, даже умирали, кто долго смотрел» (Новосибирская область, рус., 1999). 

«Полевые исследования в Западной Сибири показали, что представления о тени, тени-душе и потусторонних двойниках человека (включая отражения и фотографии) не утратили актуальности: развивается связанное с ними мифотворчество, появляются новые сюжеты, расширяется семантическое поле предметов, вводимых в мифоритуальную сферу, — заключает Ольга Голубкова. — У сибирских коми сохранились верования о существовании у человека двух душ, а представления восточных славян о двойственности души и духа сильно редуцированы, они проявляются в реликтах. Вероятно, эти представления были вытеснены христианской религией, поэтому они присутствуют в демоническом, антихристианском мире и считаются характерными признаками инфернальных персонажей».

Материал подготовлен на основе статьи «Представления о тени у восточных славян и коми в Западной Сибири: сравнительный анализ результатов полевых исследований», О. В. Голубкова, ежегодник «Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий», том XXX (2024 год).

«Наука в Сибири»

Фото из открытых источников