Экзотика в снегах: в Сибирь прилетают кудрявые пеликаны

В Омской области зафиксирована самая северная колония кудрявого пеликана — редкого вида, занесенного в Красную книгу. Уже освоившуюся в сибирских краях экзотическую птицу изучают орнитологи Института систематики и экологии животных СО РАН.

Глобальное потепление на нашей планете постепенно меняет биоразнообразие животных Северной Евразии. Орнитологи всё чаще отмечают, что многие южные виды птиц продвигаются на северо-восток Западной Сибири. Среди них такие экзотические виды, как кудрявый пеликан, большая белая цапля, розовый скворец и большой баклан.

Пеликаны семи видов встречаются во всех частях света, два из них гнездятся в России. Наиболее уязвимым сегодня считается кудрявый пеликан (Pelecanus crispus), который широко распространен по югу Евразии, от Балкан до Монголии и Китая. В России этот вид гнездится в Предкавказье, Калмыкии, дельте Волги и на озерах Южного Урала и юго-западной части Западной Сибири.

Кудрявые пеликаны предпочитают для жизни крупные озера и водохранилища с островами, разливы и системы озерков, обширные дельты рек с тростниковыми зарослями. Именно такой оптимальный для них биотоп сложился в Омской области, где регулярное появление редких птиц отмечалось еще с конца 1980-х, когда они стали прилетать на озера Ик и Салтаим в Крутинском районе и начали гнездиться на сплавинных островах центра озера Тенис. Пеликаны обитают в водно-болотных угодьях и являются ихтиофагами, потребителями рыбы, которой как раз богато озеро. Резкие изменения климата им не страшны. У них в запасе всегда есть достаточное количество накопленного жира, поэтому они хорошо акклиматизированы к условиям сибирской весны. До сих пор перелетные птицы чувствуют себя здесь в безопасности, ведь топкие и сильно заросшие тростником шириной до 150 метров берега озерной системы Салтаим — Тенис затрудняют подход человека к ним. Это место стало самой северной точкой в мире, куда каждую весну прилетает колония пеликанов.

Кудрявый пеликан получил свое имя за перья на голове и задней части тела, которые образуют причудливый хохол. Длина птицы этого вида достигает 170—180 см, размах крыльев — почти трех метров, а весит она до 14 кг. Сами же пеликаны во многом уникальны, родственных им видов птиц в природе не существует. Из-за легкого пневматизированного скелета, хорошо развитой системы воздушных мешков и пенисто-воздушно-пузырьковой подкожной ткани эти птицы не имеют возможности погрузить свое тело в воду. Они держатся лишь на местах с такой глубиной, которую могут обследовать, пользуясь своей длинной шеей. Кроме того, пеликан — обладатель самого большого и вместительного клюва среди всех птиц. Он использует его как сачок для ловли рыбы. Поймав добычу, он выливает воду из горлового мешка (до 5 литров) и проглатывает ее. Свое родовое название пеликан получил именно из-за этого мешка, который сравнивали с древнегреческой пеликой — двуручным сосудом каплевидной формы с плавными очертаниями и широким устьем.

Благодаря строению пищеварительной системы (растяжимый пищевод и обширный железистый желудок) пеликаны могут запасать корм в значительном количестве, как для себя, так и для птенцов, поэтому они способны относительно редко летать за рыбой и переносить многодневную голодовку. Это помогает им выживать во время кратковременных похолоданий и ледостава в местах зимовок, но в это время птицы особенно нуждаются в охране. Наблюдения и исследования на озере Тенис показали, что за тридцать пять лет пребывания в Сибири гнездовая группа кудрявого пеликана возросла в тринадцать раз, а общее число взрослых особей — в четыре и составило около 50 гнездящихся пар и более 400 птиц к августу 2013 года.

Молодой кудрявый пеликан на озере Тенис Омской области в августе 2010 года Молодой кудрявый пеликан на озере Тенис Омской области в августе 2010 года

Найдя подходящее место, пеликаны строят гнезда в течение 15 дней после прилета. Затем откладывают первые яйца, из которых после 40 дней насиживания вылупляются молодые птенцы. Они уже покрыты серым пуховым одеянием, имеют чрезвычайно глупый вид, беспрестанно издают хриплый крик и вообще представляют собой в высшей степени странные существа. После появления птенцов родители, делившие между собой труд высиживания на гнезде, забывают всякую пугливость за потомство, свойственную им в другое время. Первые попытки самостоятельного приема пищи птенцы начинают проявлять в полуторамесячном возрасте, летными становятся в возрасте 2—2,5 месяцев, а половой зрелости достигают на четвертый год.

В раннехристианской теологии пеликан фигурировал в качестве символа самоотверженной заботы о детях, разрывающего клювом грудь и кормящего кровью своих птенцов. Поэтому птицу нередко можно увидеть на изображениях распятия Христа, с которым его ассоциировали. «Вероятно, такое поверье возникло из-за того, что пеликана часто видели в своеобразной позе: с вытянутой кверху шеей и плотно прижатым к груди огромным клювом, — объяснил старший научный сотрудник лаборатории зоомониторинга ИСиЭЖ СО РАН доктор биологических наук Сергей Александрович Соловьев. — В таком положении многие птицы чистят свое оперение, а пеликан также удаляет из мешка под клювом попавшую туда вместе с рыбой воду, для чего клюв опускается вниз и мешок придавливается к телу. В первое время родители кормят птенцов отрыгиваемой полупереваренной рыбой, позже птенец сам достает пищу, залезая клювом в пищевод родителя, а став чуть старше, начинает получать от родителей небольших рыб».

Ежедневная жизнь пеликанов протекает по одному и тому же заведенному режиму. Ранние утренние часы — время рыбалки. Обычно на это мероприятие птицы собираются стаями. Начинается движение малых или больших стай; первые летят косой линией, большие образуют клин; одни направляют свой путь к мелким бухтам, другие, наевшись, возвращаются обратно. К 10 часам утра все наедаются и располагаются на отдых по песчаным отмелям. На это уходит достаточно много времени. Около полудня к месту отдыха постоянно прибывают новые птицы, их скопление становится всё обильнее. После полудня, к 16 часам, они всей группой вновь летят на ловлю. Эта вторая рыбалка длится до захода солнца, после чего все птицы летят ночевать на отмели или острова. Лишь на колонии они продолжают кормить птенцов и ночью.

Из-за того что колониально гнездящийся кудрявый пеликан имеет низкий репродуктивный потенциал и в своих специфичных местообитаниях питается исключительно рыбой, этот вид считается крайне уязвимым и глобально редким. Экзотическим для сибирского региона птицам угрожают как трансформации естественных биотопов, сокращающие возможные места гнездования, так и недостаток кормовых ресурсов, гибель на ЛЭП и даже браконьерство. Один из серьезных факторов — это беспокойство от моторных лодок, на которых местные жители везут неорганизованных туристов непосредственно к гнездам и порой сами изымают птенцов из колонии. Это заставляет взрослых птиц покидать насиженные кладки, а яйца сразу гибнут от чаек и врановых птиц.

В целях защиты, а также исследования динамики численности, миграционных путей и мест зимовок кудрявого пеликана орнитологи проводят регулярные кольцевания слетков — подрастающих птенцов. «Впервые птицы этой популяции окольцованы научными сотрудниками Омского НИИПИ летом 1987 года, но возвратов колец до сих пор не было, — отметил Сергей Соловьев. — Это белое пятно в нашем мониторинге, так как нет точных данных о конкретных точках их перемещений. Неизвестно, куда улетают пеликаны отсюда — в Турцию, Китай или Израиль. Для изучения миграционных маршрутов весьма эффективны спутниковые датчики — альтернативный и более современный инструмент мониторинга, но спутниковое телеметрирование стоит больших денег, поэтому в настоящее время мы лишь кольцуем птиц».

Другая потенциальная угроза для жизни гнездящихся пеликанов и водоемов в целом связана с загрязнением озерной воды продуктами сельскохозяйственной деятельности. Вода озера Тенис коричнево-желтого цвета. Так же происходит зарастание озер тростником. Создание водохранилищ, зарегулирование рек с забором воды на орошение крупных площадей, изменение русел рек и проток, массовые выкосы тростника и пожары в их массивах, интенсивный вылов рыбы и пестицидная интоксикация — всё это вызывает осушение и изменение структуры озер, уменьшение рыбных запасов, усугубляет процессы разрушения мест, пригодных для гнездования и кормежки пеликанов. Проникновение рыбаков и охотников в самые укромные урочища, в которых расположены колонии пеликанов, приводит к усилению фактора беспокойства.

По убеждению ученых, озера, куда прилетают пеликаны, нуждаются в поддержании экологического графика эксплуатации гидротехнических сооружений без резких перепадов уровня воды водоемов в местах гнездования. «По результатам мониторинга на озере Тенис мы добились создания особо охраняемой природной территории регионального значения “Пеликаньи острова”, — рассказал Сергей Соловьев. — Но недавно в озере поднялся уровень воды и гнездовой сплавинный остров был разрушен волнами. Гнездовой биотоп пеликанов был уничтожен. Чиновники пытались вывести акваторию из режима заказника регионального значения. Но нам удалось убедить их в необходимости мониторинга и добиться понижения уровня воды в озерной системе Салтаим — Тенис. В ближайшее время мы сможем продолжить наблюдения за гнездящейся колонией», — заверил ученый.

На сегодняшний день судьба прилетающих сюда кудрявых пеликанов зависит от исправности работы гидротехнических сооружений у истоков реки Оша, которая отвечает за регулировку уровня воды в озере Тенис. Когда вода начнет опускаться, запустится естественный процесс восстановления разбитого сплавинного острова, где редкие птицы вновь смогут вить свои гнезда.

Глеб Сегеда