У современного человека есть много приспособлений для чистки зубов: щетка, нить, паста. Когда зуб болит, мы идем к стоматологу, где нам сразу его вылечат или удалят. Но что происходило с зубами людей задолго до появления стоматологов и зубных щеток? Какие зубные болезни у них возникали? Об этом рассказала младший научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН кандидат исторических наук Мария Святославовна Кишкурно.
Лекция «Краткая история стоматологических болезней древних сибиряков»
Верхний палеолит
Ученые из ИАЭТ СО РАН исследовали находку из Красноярского края: нижнюю челюсть, которая предварительно датируется верхним палеолитом (40—12 тысяч лет назад). В это время человек, уже известный как Homo sapiens, расселился по всей земле. Древние люди жили в маленьких группах и часто перемещались с места на место, а еду добывали охотой и собирательством.
Нижняя челюсть мужчины из верхнего палеолита
«На найденной челюсти можно заметить лунку от выпавшего зуба со следами воспаления в альвеоле второго моляра [зуба-семерки], — рассказала Мария Кишкурно. — Это очень частое явление на древних костях. Если присмотреться внимательнее, то можно узнать много дополнительных подробностей: в частности, нарастает неравномерность стертости зубов. В современном мире всё точно так же — мы едим, происходит механическая нагрузка на эмаль и она с возрастом стирается. При нормальном прикусе и положении зубов они стираются равномерно. В случае с нашим древним человеком стертость увеличивается ближе к зоне с утраченным зубом. При этом третий моляр [зуб мудрости] почти не стерт».
Ученые присмотрелись и к наружной поверхности кости, к самой челюсти и увидели дегенеративные изменения костной ткани. Это значит, что нарушились нормальная структура и функции костей челюсти, а прогрессирующее воспаление приводило к их постепенному разрушению. На первый взгляд, абсцесс на найденной челюсти настолько глубокий, что воспаление могло дойти до нижнечелюстного канала. А это могло привести к заражению крови и даже стать причиной смерти этого человека.
Ренген-снимок челюсти
На рентген-снимке этой же челюсти исследователи заметили, что костная ткань у переднего корня зуба-шестерки разрежена, а у заднего корня находится небольшой пародонтальный карман. То есть между зубом и альвеолой образовалось пространство, куда попадали бактерии. Это значит, что в альвеоле этого зуба (лунке с корнями) тоже началось воспаление — апикальный периодонтит, воспалительное заболевание, которое происходит вокруг верхушки корня зуба. Однако только КТ-исследование помогло понять, что же на самом деле происходило с челюстью этого древнего человека.
Снимок томографа
«У него случилось поражение второго моляра [зуба-семерки], которое могло быть вызвано кариесом, травмой или зубным камнем. Человек жил, заболевание прогрессировало, и начался воспалительный процесс. Сначала — на деснах, а затем он перешел на костную ткань, и это привело к пародонтиту, воспалению всех окружающих тканей. В ходе него альвеола расширяется и в какой-то момент человек теряет зуб. Но воспаление не проходит, инфекционный очаг движется вглубь кости, не доходит до нижнечелюстного канала, вырывается в сторону щеки и распространяется в близлежащих тканях», — прокомментировала Мария Кишкурно.
Так, у этого древнего человека ученые предположили периостит (воспаление надкостницы). Также инфекционный очаг затронул и компакту, верхнюю часть костной ткани. Всё это и привело к потере зуба.
Из-за утраты второго зуба вся механическая и жевательная нагрузка сместилась. Челюсть человека немножко перекосилась и начался интенсивный износ эмали. Самая большая нагрузка пришлась на коренной зуб, который тоже начал болеть, но его владелец, по-видимому, умер раньше, чем с этим зубом успело что-то произойти.
Эпоха раннего железа
Еще одна эпоха, о зубных болезнях которой удалось узнать ученым, — период раннего железа, или скифское время. На этот раз специалисты исследовали целую группу людей, а именно 130 человек. Они проживали на территории Верхней Оби во второй половине первого тысячелетия до нашей эры около современного села Быстровка в Новосибирской области. Археологи называют их носителями большереченской культуры. Исследователи из ИАЭТ СО РАН попытались реконструировать рацион этих древних людей.
«Племена жили в довольно благоприятных климатических условиях: у них был доступ к воде и плодородная земля. Люди занимались отгонно-пастбищным скотоводством и держали в основном крупный рогатый скот. Также есть археологические свидетельства о наличии земледелия. Оно не играло значительной роли в хозяйстве древних племен — были найдены лишь немногочисленные мотыги и зернотерки. Помимо этого — промысел, рыбная ловля, охота и, возможно, еще какие-то виды собирательства. Казалось бы, всё очень даже хорошо, но наше исследование зубочелюстных патологий дало нам несколько другую информацию», — объяснила Мария Кишкурно.
Данные по исследованию группы
У трети группы археологи обнаружили кариес. Он был актуальной проблемой в древнюю эпоху, ведь это заболевание, которое в целом возникает из-за большого содержания в рационе продуктов растительного происхождения: сахаров и крахмала.
Помимо кариеса исследователи зафиксировали и зубной камень. У взрослого населения этой группы он встретился в ста процентах случаев. Зубной камень возникает вследствие двух причин, и они с точки зрения реконструкции диеты несколько противоречивые. Это может быть высокое содержание в рационе протеина, который ускоряет минерализацию зубного налета, или же это избыточное потребление углеводистой пищи, оставляющей на зубах вязкий налет. Так или иначе, без должной гигиены полости рта зубной камень был очень распространен в древности.
Зубные щетки появились гораздо позже, в эпоху Средневековья. Древние люди не чистили зубы после еды, поэтому почти у каждого был зубной камень. Под ним накапливается огромное количество бактерий, и может начаться воспаление десен. Дальше всё переходит на кость и соединительные ткани, начинается пародонтит, из-за которого могут выпадать зубы.
Археологи нашли и прижизненные сколы. Это указывает на то, что пища в древности была жесткой и зернистой. Если сколы фиксируются на зубах жевательных, то, возможно, это была мелкая фракция в составе пищи. Если они фиксируются на кусательных зубах, резцах и клыках, то человек мог грызть кости, ведь это та группа зубов, которая отвечает за первичное надкусывание.
В первом случае отсутствуют резцы, во втором — клыки
У группы нашли и довольно редкие аномалии. Например, мезиоденс, который иногда встречается и в современности. Это зуб, который образуется между двумя верхними центральными резцами. У него небольшая заостренная форма, а также неглубокая лунка. Археологи предположили, что эта аномалия передается по наследству.
Есть и случаи, когда некоторые зубы, наоборот, отсутствовали с рождения. Например, есть индивиды, у которых нет вторых резцов или клыков. Вероятно, у них могли сформироваться аномалии прикуса.
Конечно, уже тогда люди пытались делать операции по удалению зубов, но пока информации, касающейся древнего населения Новосибирской области, на этот счет мало. В отличие от причерноморских скифов, у которых медицина была более развита и уже существовали приспособления для операций, о чем нам достоверно известно из письменных и археологических источников.
Проанализировав стоматологические особенности, ученые сделали вывод, что рацион древних сибиряков был смешанный. Несмотря на то что основным видом хозяйственной деятельности этих племен было скотоводство, а земледелие носило второстепенный характер и не было продвинутым, растительный компонент в их рационе очень значителен. Cудя по сколам на эмали зубов, это могло быть плохо обработанное зерно.
Так, археологи предположили, что представители группы испытывали стресс. В какой-то момент древние люди столкнулись с дефицитом привычной пищи и голодом, вызванными, возможно, кризисом их экономического уклада, и вынуждены были искать другие источники пропитания.
«Исследование в этом направлении еще продолжается. Есть несколько причин, почему племена с преобладающей ролью скотоводства начинают потреблять большое количество продуктов земледелия. Можно предполагать климатические изменения и падеж скота. Однако железный век — это время скифов, кочевников, всадников, и на приобскую территорию шли мигранты как с юга, так и с севера. Изучаемая нами группа была максимально мирная, поселения не укреплены, оружия у них сравнительно мало. Мирные скотоводы. Нападения воинственно настроенных племен могли пошатнуть их хозяйственную деятельность», — подытожила Мария Кишкурно.
Ирина Баранова
Фото предоставлены исследователями и с сайта ru.freepik.com (анонс)