«Ветка» на воде: как северные селькупы создают свои долбленые лодки

Вся жизнь селькупов связана с реками и озерами, рыболовством. Поэтому они никогда не обходились без лодки — основного инструмента для добычи пищи. Традиционное судно северных селькупов — «ветка», небольшая долбленая лодка. Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН описали и зафиксировали на камеру полный процесс ее изготовления. Статья об этом опубликована в журнале «Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий».

Селькупы — коренной народ Западной Сибири, который исторически делится на две территориальные группы. Северные селькупы проживают в Ямало-Ненецком автономном округе и Красноярском крае, в то время как южные селькупы обитают в Томской области. Название «селькуп» переводится с селькупского языка как таежный человек, что отражает их привязанность к лесам и болотистым местностям, которые они традиционно выбирали для поселения. Основной промысел селькупов — рыболовство, поэтому без лодки им было не обойтись.

«Кроме большого хозяйственного значения, река и лодка нашли отражение и в мировоззрении селькупов. Археологами и этнографами зафиксировано, что традиционные “ветки” применялись в погребальной обрядности, в них хоронили людей. Курганы, в которых найдены лодки, датируются XIII веком. Смерть в сознании селькупа связана с отправлением по реке в загробный мир, поэтому считалось, что такой транспорт помогал душе покойного переместиться туда. В приморских районах лодки изображены на петроглифах еще в неолите, но тогда они могли изготавливаться по другим технологиям», — рассказывает старший научный сотрудник ИАЭТ СО РАН кандидат исторических наук Андрей Владиленович Новиков.

Тазовские селькупы называют свои долбленые лодки «анты, ант, анд», но чаще используется слово «ветка». Оно обозначает небольшие лодки разных типов и широко используется в языках народов Западной и Восточной Сибири, а также Дальнего Востока. Исследователи отмечают, что слово «ветка» исконно русское, значит в языках народов Сибири оно заимствовано.

В наше время по-прежнему у каждого селькупа есть лодка. Сейчас на крупных реках (например, Оби) чаще используют современные моторные судна, однако многие не отказываются и от традиционных «веток». Их используют для мелких рек и рыбалки на озерах, куда можно легко дойти с такой лодкой. 

В августе 2021 года ученые из ИАЭТ СО РАН проводили полевые исследования в селе Ратта в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно там лучше всего сохранились традиционная культура и язык северных селькупов. Ученые остановились на стойбище братьев Боякиных, которое называется Танче Мач (Танче — имя человека, Мач — бор). Андрей Новиков заметил, что один из братьев, Сергей Боякин, изготавливает долбленые лодки согласно традиции, которая передается северными селькупами вот уже много поколений. Позже ученый вернулся, чтобы зафиксировать технологию изготовления.

«Исследования, посвященные этому виду транспорта, есть, но никто из этнографов подробно не описывал, как именно изготавливались долбленые лодки-ветки у селькупов. Я заинтересовался и снял процесс изготовления лодки-долбленки на камеру. От живого дерева, из которого только собирались делать транспортное средство, до пойманной на этой лодке рыбки прошло всего три дня. Такая традиция сейчас сохраняется лишь отдельными мастерами, поэтому важно было зафиксировать ее документально», — отметил Андрей Новиков.

Специально для ученых из ИАЭТ СО РАН мастер Сергей Боякин изготовил такую лодку. Процесс ее создания ученые описали в несколько этапов. Сначала мастер выбирает дерево по определенным параметрам, поскольку не из любого можно изготовить лодку. Чаще всего это осина. В отличие от других пород она идеально ровная: от комля (нижней части ствола) до веток большое расстояние, это значит, что структура бревна не портится. Для селькупов лес — это дом, в котором они живут. Поэтому, занимаясь охотой, сбором грибов и прочими привычными занятиями, они заранее присматривают деревья, которые можно использовать.

Большое значение имеет диаметр ствола. Лодки изготавливают различных размеров и грузоподъемности: одноместные, двухместные и трехместные. Они определяются обхватом дерева. Для этого человеку нужно обнять дерево руками (на высоте ствола от уровня земли примерно 1,5—1,6 м). Если при обхвате пальцы рук накладываются друг на друга — можно сделать одноместную лодку, если пальцы только чуть-чуть соприкасаются — двухместную, а если не сходятся — трехместную. Мастер выбрал дерево обхватом 1,25 м, этого хватило для изготовления одноместной лодки.

После этого происходит черновая обработка. Дерево спилили бензопилой, а с комлевой части убрали отрезок бревна длиной 4,32 м. Затем с боков ствола у кормовой и носовой частей лодки мастер сделал запилы, произвел черновую выемку древесины из будущей внутренней части лодки и снял кору. Заготовку с помощью моторной лодки доставили на пристань стойбища Сергея Боякина.

Следующим этапом мастер изготовил и установил в заготовку лодки шканты — деревянные окрашенные «гвоздики» (как назвал их Сергей Боякин), вырезанные из сухого (заранее заготовленного) кедра. Для создания лодки важно соблюсти одинаковую толщину бортов со всех сторон. По шкантам фиксируется толщина бортов и дна лодки. Эти одинаковые по размеру маркеры (диаметром 6 мм, длиной 5 см) вставляются в будущие борта и дно лодки. Как только при снятии слоев дерева внутри лодки мастер доходит до шканта, он знает, что в данном месте нужно остановиться, толщина борта здесь — 5 см. 

Мастер приступил к вырубанию лодки в черновом варианте. При этом кормовая часть всегда изготавливалась из комлевой части дерева, но причины этого Сергей Боякин не объяснил ученым. Он оформил нос и корму лодки с помощью идентичных вырезов. С обеих сторон лодка получилась одинаковой.

Из внутренней части лодки дерево высекали специальным инструментом — каршой. Ей ударяли точно вдоль волокон дерева и под правильным углом. При этом лодку переворачивали то на один, то на другой борт, чтобы дерево на них вырубалось равномерно.

Одним из последних этапов стал обжиг лодки на костре. Он нужен для ее расширения. Это ответственный этап, который длится несколько часов, и прерывать его нельзя. «Осина, из которой изготавливается лодка, из-за своей большой влажности при нагревании смягчается, что делает процесс расширения проще. Во время нагревания в заготовку лодки вставляют всё более длинные палки-распорки, под их давлением борта расходятся. После этого ее снимают с огня, и при остывании дерево снова твердеет», — прокомментировал Андрей Новиков.

Уже остывшую лодку мастер обработал специальным рубанком (мирцан). Он изготовляется по традиционным селькупским технологиям и обязательно холостым мужчиной. По поверьям, если человек не успел сделать мирцан до свадьбы, то позже уже нельзя. С помощью этого инструмента Сергей Боякин обработал борта и дно, а уже использованной ранее каршой произвел чистовую обработку внутри лодки.

В почти готовую лодку вставляются распорки, или по-селькупски таты, которые изготавливают из кедра. Для них мастер предварительно сделал отверстия в верхней части бортов. Таты сначала втыкают по левому борту (по часовой стрелке, начиная с кормовой части). Для этой лодки мастер использовал семь распорок. Седок располагается на дне, а спиной опирается на уплощенную распорку, установленную по центру.

После завершения этого этапа, то есть в конце третьего дня с начала изготовления, лодка была готова к использованию. Перед началом применения ее дно ничем не покрывают. Это, по словам мастера, может привести к тому, что она быстро треснет. Такое судно может прослужить до 15 лет при аккуратном хранении и применении.

По словам ученого, использование современного инструментария (бензопила при спиле дерева и черновой обработке ствола, электрошуруповерт для высверливания отверстий под шканты и некоторые другие) если и повлияли на скорость изготовления лодки, то незначительно, — главные технологические принципы ее создания сохранились. Изготовленная Сергеем Боякиным лодка-долбленка была доставлена в музей Института археологии и этнографии и теперь является частью его этнографической коллекции.

Ирина Баранова

Фото предоставлены исследователем