Академгородок. 1990-е. Эпоха Коптюга

Бурные события рубежа 1980—1990-х, которые переживала наша страна, в полной мере отразились на деятельности Сибирского отделения РАН. На долю его лидера, академика Валентина Афанасьевича Коптюга, выпало непростое испытание: во что бы то ни стало сохранить потенциал сибирской науки. И он достойно справился с этой задачей. В продолжении спецпроекта, посвященного Дню Академгородка, предлагаем мысленно перенестись на тридцать лет назад и вспомнить, каким он был в этот период. 

 
Конструктивный лидер
 
Валентин Афанасьевич возглавил Сибирское отделение Академии наук СССР в марте 1980 года. На момент вступления на пост председателя ему было всего 49 лет. До своего избрания он не занимал крупных научно-организационных должностей, за исключением краткосрочной работы ректором Новосибирского государственного университета, тем не менее, решительно взялся за преобразования в научном комплексе. 
 
По словам коллег, сразу стало понятно, что Коптюг — очень серьезный человек, высказывающий взвешенные и рациональные суждения. «Внешне Валентин Афанасьевич никогда не выглядел растерянным и мятущимся, хотя иногда признавал, что пока не знает решения какого-либо вопроса. Но всегда чувствовались в его поведении конструктивизм и нацеленность на поиск выхода. Эти черты делали его привлекательным для окружающих идеалом, на который равнялись активные и инициативные люди», — писал академик Вячеслав Михайлович Бузник.
 
Коптюг уделял особое внимание стратегии опережающего развития фундаментальных исследований и поддержке направлений, составляющих основу научно-технического прогресса, а также расширению сети научных центров и институтов Сибирского отделения. Ситуация в самом Академгородке также не могла не волновать нового председателя: за время, прошедшее с момента создания научного комплекса, его фонд обветшал, а население сильно увеличилось. В письменных обращениях к органам власти академик не раз подчеркивал необходимость серьезных капитальных вложений на строительство жилья, социальных и культурных объектов, организацию медицины.
 
Валентин Коптюг
   Валентин Коптюг
 
Однако главной «головной болью» Валентина Афанасьевича оставалась, конечно же, наука. Политика Коптюга в 1980-е годы была ориентирована на обеспечение интенсивного развития фундаментальных исследований, рост региональной сети Отделения и формирование новых научных комплексов в отдельных городах Сибири. При этом важным он считал соблюдение принципа преемственности — сохранения лучших достижений Отделения за все годы его существования.
 
Крупные многопрофильные научные институты предполагалось преобразовать в объединенные (ассоциированные) научно-исследовательские — этот шаг рассматривался как основной при развитии научных центров и мог быть полезным для сохранения в Академии и предотвращения приватизации конструкторско-технологических институтов.
 
С другой стороны, чтобы обеспечить оценку работы научных учреждений по результату, ускорить темпы и расширить масштабы взаимодействия с реальным сектором экономики, стали формироваться научно-технические комплексы, включающие, помимо НИИ, конструкторские подразделения и опытные производства. 
 
В 1980-х руководство СО АН понимало целесообразность расширения исследований по таким важным для региона направлениям, как экология, лесохимия, переработка минерального сырья, новые материалы и другим. Главным инструментом организации этих работ стала программа «Сибирь», организованная в 1984 году. Она была призвана обеспечить развитие фундаментальных и прикладных исследований на стыке наук, и рассматривалась руководством СО АН как способ взаимодействия с местными администрациями в Сибирском регионе.
 
В мае 1990 года вышло правительственное постановление «О развитии Сибирского отделения Академии наук СССР на период до 2000 года», где была одобрена большая часть предложений СО АН СССР: расширение исследований и развитие территориальной сети, укрепление связей с производством и ускоренное строительство инфраструктуры СО АН СССР. В научных центрах должны были появиться новые институтские корпуса, жилье, школы и больницы. Для реализации этих планов предполагалось выделение финансирования, однако к моменту принятия постановления стране в прежнем виде оставалось существовать совсем недолго.
 
Кризис за кризисом
 
В начале 1990-х Сибирское отделение столкнулось с целым комплексом вызовов, которые повлек за собой распад СССР. От выбранной руководством Отделения стратегии и точности действий по ее осуществлению зависело будущее сибирской, а во многом и российской науки. 
 
21 ноября 1991 года был обнародован указ президента РСФСР Бориса Николаевича Ельцина «Об организации Российской академии наук» и утвержден Временный устав РАН, выбраны президент и руководящие органы. Все учреждения АН СССР, расположенные на территории Российской Федерации, включая и региональные отделения Академии, также вошли в структуру РАН. Валентин Афанасьевич занял пост председателя СО РАН и вице-президента РАН. Эти годы были для Коптюга, по воспоминаниям академика Геннадия Андреевича Месяца, «временем противостояния стихии разрушения науки в стране и самой страны».
 
Наиболее очевидным проявлением кризиса стало обвальное снижение финансирования научных исследований и разработок. Падение производства в свою очередь привело к резкому уменьшению количества хоздоговорных работ, которые всегда были для институтов СО РАН весомым источником дополнительных средств. 
 
В условиях скудного финансирования стал стремительно падать престиж научной работы. К 1992 году сокращение кадрового потенциала Отделения приняло лавинообразный характер: за год общая численность работающих в СО РАН уменьшилась приблизительно на 10 тысяч человек. Причем уходили сотрудники самого работоспособного возраста — до 40 лет. Их доля среди уволившихся в 1992 году составляла около 55 %. В эти годы наметилось два основных маршрута оттока научного персонала: переход на работу в коммерческие структуры и отъезд за границу на постоянное место жительства. 
 
По экспертным оценкам, доля ушедших в коммерческие структуры среди общего числа выбывших из состава СО РАН научных сотрудников достигла 60—70 %. Среди выехавших за границу доминировали специалисты в области физико-математических и технических наук, а также химических дисциплин. Большая часть исследователей устремлялась в США — их доля составляла 37 % от общего количества выехавших.
 
В январе 1993 года Валентин Коптюг во время встречи членов Президиума РАН с председателем правительства РФ Виктором Степановичем Черномырдиным заявил: «В настоящее время в России согласованной в ходе обсуждений и утвержденной государственными органами (научно-технической) политики нет… Действия, которые привели к нынешнему положению науки, называться государственной политикой не могут. При складывающемся положении дел страна в течение 1993 года потеряет свою науку, а без нее слова о грядущем возрождении России будет пустым звуком».
 
В эти годы основная деятельность руководства Академии наук сосредоточилась на достижении хотя бы относительной финансовой стабилизации, включая борьбу за наполнение и исполнение бюджета академической науки и поиски новых источников финансирования. Важнейшее значение приобретало участие ученых и руководителей РАН в налаживании конструктивного диалога с властями на общегосударственном уровне. 
 
Визит Бориса Ельцина в новосибирский Академгородок, 1991 год
   Визит Бориса Ельцина в новосибирский Академгородок, 1991 год
 
Курс на выживание
 
Важнейшим компонентом «политики выживания» стала дальнейшая рационализация структуры СО РАН. 
 
Одной из экстренных мер было образование государственных научных центров. Программа принималась прежде всего в отношении ведомственной, отраслевой науки, однако распространялась и на ряд институтов. В 1994 году два института Академгородка — Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН и Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН — получили статус государственных научных центров. Их финансирование из госбюджета увеличилось по сравнению с другими академическими институтами, и не подлежало урезанию.
 
Другая мера, оказавшая позитивное влияние на развитие исследований в Сибири, — формирование территориальных представительств научных фондов. В апреле 1993 года, на основании совместного обращения исполнительной дирекции Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и СО РАН, решением правления Российского фонда технологического развития образовано территориальное представительство Фонда по Сибирскому региону. Выполнение функций территориального представительства было поручено СО РАН. В дальнейшем, уже во второй половине 1990-х годов, в регионе открылись сибирские представительства Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда. 
 
Параллельно продолжался процесс включения в состав СО РАН конструкторско-технологических организаций, призванных доводить научные результаты до практической реализации. Самостоятельные конструкторские бюро в массовом порядке преобразовывались в ассоциированные конструкторско-технологические институты. Для сохранения опытных заводов и возможностей СО РАН по выпуску наукоемкой продукции было принято решение об интеграции этих предприятий в структуру отдельных институтов на правах производственных подразделений. 
 
«Политика выживания» повышала творческую самостоятельность коллективов исследователей и, что было особенно важно в период кризиса, позволяла экономить немалые средства. А создание объединенных институтов давало возможность четче обозначить приоритеты в исследованиях и закрывать неперспективные направления.
 
С 1992 года акцент был сделан на сохранении сложившихся в Отделении сильных научных школ и коллективов исследователей, поддержке научной молодежи и формировании условий для профессионального роста научных сотрудников. Чтобы приостановить отток специалистов, Сибирское отделение ввело контрактную систему оплаты труда, что повысило социальную защищенность активно работающих ученых. Также были приняты специальные меры по поддержке молодых ученых. 
 
Благодаря этой стратегии Отделению удалось сохранить жизнеспособность в «лихие» годы. 
 
Опередивший время
 
Когда в 1995 году на заседании Президиума РАН рассматривалась деятельность Сибирского отделения, выступавшие отметили, что оно даже в тяжелых кризисных условиях сохранило работоспособность, научный потенциал и результативность. Особо подчеркивалось, что руководство СО РАН работает на опережение: многие вопросы, важные для всех академических институтов, в Сибирском отделении решаются раньше, чем это успевают сделать другие отделения. 
 
Президент РАН Юрий Сергеевич Осипов тогда резюмировал: «Должен признать, что Сибирское отделение — выдающееся в системе Академии наук. В чрезвычайно сложной обстановке оно сохранило свое лицо, свою значимость не только для Академии, но и для науки всей страны. Отделение подает много хороших примеров того, как действовать в нынешней трудной ситуации. В достижениях Сибирского отделения велика заслуга Валентина Афанасьевича Коптюга, всего руководства Отделения и директорского корпуса».
 
Действительно, в эти годы, благодаря усилиям Валентина Афанасьевича, были внесены важнейшие предложения по совершенствованию работы Отделения. Прежде всего, они касались структурных изменений в системе НИИ, КБ и опытных производств. Президиум РАН высоко оценил организацию объединенных институтов, которые интегрировали институты и КБ в единые комплексы, поддержал систему разработки приоритетных направлений в науке и методы их финансирования, строительство молодежных жилищных комплексов для молодых сотрудников — будущей смены, без которой развитие науки в Отделении остановится. 
 
К 1995 году для большинства институтов СО РАН пик кризиса уже прошел. Нужно было думать, куда «плыть» дальше. «…Мы подошли к моменту, когда задача обеспечения выживания в течение двух-трех лет уже исчерпала себя. Если продолжать просто выживать — наука в Сибири погибнет. Нужно вырабатывать стратегию, которая позволяла бы гибко и оперативно реагировать на постоянно меняющиеся и, к сожалению, перманентно ухудшающиеся условия, но в то же время сохранять то главное, что заложили в Сибирское отделение его основатели: мультидисциплинарность и высокий уровень фундаментальных научных исследований; нацеленность на продвижение научных результатов от идеи до реализации в регионе, стране или за рубежом; постоянную подпитку ведущих научных школ Отделения молодыми кадрами, обеспечение молодежи высокого уровня образования и условий для научной деятельности», — отметил Валентин Коптюг во время своего выступления на Общем собрании РАН 23 марта 1995 года.
 
Валентин Коптюг и его первый заместитель Николай Добрецов, 1991 год
   Валентин Коптюг и его первый заместитель Николай Добрецов, 1991 год
 
Итоги работы Сибирского отделения РАН в последующие годы показали, что предпринятые меры позволили сохранить научный и технологический потенциал Отделения на высоком уровне. Коптюг считал, что одним из стратегических направлений дальнейшего развития академической науки должна стать кооперация СО РАН и сибирских университетов. В научных центрах Сибири, прежде всего в ННЦ, успешно реализована модель интеграции науки и образования, отличная от западной, при которой не институты функционируют при университете, а университет включен в крупный научный комплекс. 
 
Последним документом, подписанным Валентином Афанасьевичем 10 января 1997 года, в день его смерти, были предложения СО РАН «О неотложных мерах по сохранению отечественной науки», подготовленные к предстоящему заседанию правительства России. В них говорилось: меры по спасению российской науки должны жестко осуществляться с двух сторон — не только государства, но и со стороны самого научного сообщества. 
 
Этот документ, немного дополненный, позже представит на Втором всероссийском совещании по научно-технической политике в Обнинске и на международном совещании в Вашингтоне новый председатель СО РАН, преемник Валентина Афанасьевича — академик Николай Леонтьевич Добрецов. Все эти непростые годы он бок о бок работал с Коптюгом. «На его долю выпал самый тяжелый период в жизни Отделения, связанный с ломкой государственной системы и кризисным положением экономики страны и, как следствие, отечественной науки. Он с честью выдержал это испытание. В труднейших условиях он начал системную перестройку Отделения, наметил и во многом реализовал основные положения новой стратегии развития», — говорится в воспоминаниях академика Добрецова. 
 
В тексте использованы материалы книг «Наука спасет человечество» (Новосибирск, 1997), «Эпоха Коптюга» (Новосибирск, 2001), «Российская академия наук. Сибирское отделение: Исторический очерк» (Новосибирск, 2007), «Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров» (Новосибирск, 2007).
 
Подготовила Юлия Клюшникова
 
Фото предоставлены фотоархивом СО РАН
 
Программа празднования Дня Академгородка
 
14 сентября, суббота
 
16:00 — 17:30 Новый корпус НГУ
 
Круглый стол «Академгородок и академгородки: вчера, сегодня, завтра» в рамках Конгресса выпускников НГУ. Модератор — главный ученый секретарь СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Маркович Маркович. 
 
Неформальная встреча с ветеранами Академгородка «Разговоры за чайным столом». Демонстрация фильма «Где-то есть город» кинокомпании «Поиск». Экскурсии по Академгородку.
 
Подведение итогов. Литературный конкурс от ГПНТБ СО РАН.
 
15 сентября, воскресенье
 
Велопробег. Салют.
 
Круглый стол «Хроники НГУ: осмысливая прошлое» (Конгресс выпускников НГУ). Экскурсии по Академгородку.
 
14—17 сентября
 
Экскурсии по научным институтам от Совета научной молодежи СО РАН.
 
17 сентября, вторник
 
10:00 — 17:00 Выставочный центр СО РАН. Стратегическая сессия «Центры кристаллизации экономики знаний» (по приглашениям).