Лидеры — науке

В марте состоялся самый главный в стране конкурс управленцев «Лидеры России», на котором в этом году была введена еще одна важная для страны специализация — «Наука». Сибирские ученые выступали и в роли организаторов, и в роли участников. Мы попросили их рассказать о том, какие задания были на конкурсе, чем он может быть полезен для реальной работы и не помешала ли проведению мероприятия ситуация с коронавирусом?

 
Работа команд на конкурсе «Лидеры России»
   Работа команд на конкурсе «Лидеры России»
 
Один из 30 победителей специализации «Наука» — старший научный сотрудник лаборатории цитометрии и биокинетики Института химической кинетики и горения им. В. В. Воеводского СО РАН и лаборатории структуры и функциональных свойств молекулярных систем физического факультета Новосибирского государственного университета кандидат физико-математических наук Максим Александрович Юркин.
 
Члены оргкомитета трека «Наука»: заместитель директора по научной работе Института земной коры СО РАН (Иркутск) кандидат геолого-минералогических наук Александр Матвеевич Кононов; ведущий научный сотрудник Института неорганической химии имени А. В. Николаева СО РАН (Новосибирск) доктор химических наук Сергей Александрович Адонин; научный сотрудник Института неорганической химии имени А. В. Николаева СО РАН кандидат химических наук Елизавета Викторовна Лидер.
 
— Как вы попали на этот конкурс? 
 
Александр КононовАлександр Кононов, Сергей Адонин: Мы (а также Елизавета Лидер. — Прим. ред.) являемся членами Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, который совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и АНО «Россия — страна возможностей» выступил соорганизатором специализации «Наука» на конкурсе «Лидеры России 2020».
 
Елизавета Лидер: Конкурс стал одним из основных проектов для членов КС, мы осуществляли экспертное и организационное сопровождение трека «Наука». Поскольку наука является специфическим направлением, то и соревнования для молодых управленцев в этой сфере должны опираться на особые требования к участникам. Именно этим руководствовался председатель Координационного совета Никита Владимирович Марченков, когда озвучивал инициативу молодых ученых помощнику президента РФ Андрею Александровичу Фурсенко. Инициатива была поддержана с условием, что мы соберем команду и сами всё организуем. При такой постановке задачи назад пути не было, и нам всем пришлось включиться в работу на самых ранних сроках реализации идеи.
 
Максим Юркин: Податься на конкурс надо было прошлой осенью, и я до последнего момента думал, стоит ли участвовать. Вообще-то управление меня никогда особо не привлекало. Но у меня был разнообразный опыт научного сотрудничества, и за последние два года я практически с нуля создал группу из студентов и аспирантов по своей тематике. Поэтому решил, что было бы полезно развить управленческие компетенции хотя бы до уровня заведующего лабораторией. Трек «Наука», который появился первый раз, как раз для этого и предназначен. 
 
— В чем состояли задания конкурса? С чем пришлось столкнуться? В чем заключалась специфика трека «Наука»? 
 
Александр Кононов: Команда Координационного совета готовила предложения для тестовых заданий отборочного тура, мы несколько раз всё перепроверяли, сами тестировали и вносили различные дополнения. Поскольку перед нами стояла задача отобрать ученых с управленческими способностями и знаниями, тестовые задания охватывали очень широкий круг вопросов по организации фундаментальных исследований и разработок, деятельности фондов, диссертационных советов, политике в сфере науки и технологий. Большой блок тестов для оценки управленческих компетенций был идентичен основному конкурсу. 
 
Наша роль в рамках данного этапа состояла в консультировании экспертов с профессиональной позиции. Эксперты — это люди с большим опытом работы и специальной подготовкой в области оценки управленческих навыков и компетенций. Они отслеживали и оценивали действия участников в ходе командной работы над кейсами. В этом году на конкурсе было очень много ребят из Сибири и с Дальнего Востока, в том числе и финалистов.  
 
Сергей АдонинСергей Адонин: Как член совета и член рабочей группы, я выступал в роли консультанта этого мероприятия. Наша задача состояла в том, чтобы в ходе работы экспертов (это были специалисты по оценке персонала, профессиональные психологи) комментировать действия участников с точки зрения научной специфики — насколько их мысли и решения согласуются с научно-образовательной реальностью.
 
Елизавета Лидер: За полтора дня очного этапа все участники полуфинала смогли поработать в трех разных командах по 9—10 человек в каждой. Задания включали в себя возможные пути решения проблемы научно-образовательных центров мирового уровня, фактически командам предлагалось из представленных вариантов выбрать один, соответствующий определенным критериям. Участники в группах рецензировали заявки на научно-исследовательские разработки, после чего обосновывали выбор поддержанных и отклоненных проектов. Далее конкурсанты рассматривали возможность продвижения науки в регионах и отвечали на дискуссионный вопрос «Наука без границ — угроза национальной безопасности?». Второй конкурсный этап был посвящен проблемно-аналитической деловой игре с множеством разных кейсов.
 
Максим Юркин: Отбор в полуфинал проходил через два раунда дистанционных тестов, где проверялись умение обрабатывать числовую и текстовую информацию, находить закономерности (наподобие тестов на IQ), понимание управленческих практик и даже эмоциональный интеллект. Дополнительно в треке «Наука» были тесты на понимание специфики научной работы: история и философия науки, основы наукометрии, основные нормативные документы.
 
Специфика трека «Наука» состояла в том, что все задания были на тему научно-технологического развития, и оценивались не только классические лидерские компетенции. Для последнего помимо экспертов по подбору персонала были привлечены научные консультанты. Предполагалось отобрать 100 финалистов и испытывать их еще один день в аналогичных играх, но из-за коронавируса от этого пришлось отказаться, победителей и суперфиналистов выделяли на основании уже полученных оценок. 
 
— Что вы для себя оттуда вынесли? Как планируете применять полученные знания и навыки в своей дальнейшей работе? 
 
Александр Кононов: Уже сейчас очевидно, что конкурс — это хороший инструмент поиска людей с управленческими навыками, а в науке они должны еще и содержание понимать. Очень надеемся, что проделанная работа принесет пользу как участникам, так и обществу в целом. Очевидно и то, что сфера управления требует специальных знаний и опыта. По итогу конкурса у отобранных ученых будет возможность пройти образовательные программы и получить поддержку наставников. 
 
Максим ЮркинМаксим Юркин: Само участие было полезным по нескольким причинам. Во-первых, на всех стадиях оценки участникам предоставляют подробные отчеты об измеренных компетенциях и рекомендации по их развитию. Это дает объективный взгляд со стороны на свои сильные и слабые стороны. Во-вторых, очный этап позволил познакомиться со многими талантливыми людьми. При этом там присутствовали специалисты с очень разным опытом — от фундаментальных ученых типа меня до проректоров вузов и руководителей R&D-отделов в корпорациях. Было очень познавательно узнать их взгляды — местами очень разные — на истоки и потенциальные решения различных проблем в организации науки в России. Победителям предлагается еще несколько бонусов. Во-первых, у меня будет возможность бесплатного прохождения какого-нибудь образовательного курса из списка. Во-вторых, я получу на один год в наставники кого-то из известных ученых или организаторов науки (видимо, он будет давать какие-то общие советы по развитию карьеры). И главное — это возможность получить предложение занять руководящую должность (от заведующего лабораторией до руководителя научно-образовательного центра). Насколько всё это будет мне полезно, покажет время. Пока основной результат — мотивация к дальнейшей интенсивной работе.
 
Елизавета Лидер: Разумеется, я и в предыдущие годы следила за конкурсом «Лидеры России», но это всё же было весьма отстраненное наблюдение со стороны. К тому же он представлял собой общий конкурс управленцев, не имеющий непосредственного отношения к научно-образовательной сфере. Окунуться в работу и увидеть конкурс изнутри, на мой взгляд, не менее ценно, чем поучаствовать в нем в качестве конкурсанта и победить. Все консультанты трека «Наука» из числа членов Координационного совета прошли фактически те же этапы тестирований, что и участники, мы многому научились за это время. В процессе подготовки кейсов и обучения мы освежали в памяти все нормативные документы, на которых основана научно-образовательная политика России, будь то Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, государственная программа «Национальная технологическая инициатива» или паспорт национального проекта «Наука». Многим может показаться, что это вовсе не обязательные знания для настоящих ученых, но по факту, если разобраться, все мы вовлечены в этот процесс и многое реализуем, даже не осознавая, что движемся в своих исследованиях в соответствии с неким общим вектором развития.
 
— Повлияла ли как-то на мероприятие ситуация с распространением коронавируса?
 
Сергей Адонин: К сожалению, исполняя распоряжение мэра Москвы, организаторы были вынуждены существенно изменить расписание. Итоги конкурса подведены по результатам оценки полуфинала, формальный финал как отдельный этап испытаний не состоялся. Особое сожаление вызывает тот факт, что не состоялась большая часть запланированных лекций — например, выступления президента РАН Александра Михайловича Сергеева и президента Курчатовского института Михаила Валентиновича Ковальчука. Мы надеемся однако, что часть из этих встреч удастся провести после того, как обстановка с коронавирусом стабилизируется. 
 
Елизавета ЛидерЕлизавета Лидер: Нужно отметить высокую степень ответственности организаторов перед сложившейся ситуацией. Еще на старте очного этапа ситуация была хоть и немного нервная, но в целом оптимистичная. У всех участников очных мероприятий измеряли температуру, тех, у кого она была повышена, сразу отправляли в карету скорой помощи, которая дежурила возле входа на протяжении всего времени. Были организованы повышенные меры санитарной обработки помещений, в свободном доступе у участников были дезинфицирующие средства.
 
Максим Юркин: За несколько дней до старта нас предупредили, что нельзя участвовать с симптомами ОРВИ или если менее двух недель назад вернулись из ряда стран. На входе каждый день измеряли температуру. Но уже в начале командных игр сообщили, что ситуация быстро развивается, и возможны изменения в расписании. В результате сократили один день соревнований (для финалистов) и один день лекций. Организаторы четко сработали в быстро меняющихся условиях, так что конкурс получился полноценным и насыщенным, хотя и укороченным.
 
Подготовила Диана Хомякова
 
Фото с сайта «Лидеры России» и предоставлено организаторами конкурса