Дух из чемодана

Если у кого-то боги далеки у людей, то у ненцев всё иначе — их духи «живут» рядом с людьми — в озерах и реках, на сопках, расположенных вдоль дорог кочевий, или прямо в чумах. Они любят вкусно поесть, не прочь пригубить спиртного, а за помощь хотят получить подношение в виде металлического предмета или нового наряда.

В августе 2017 года комплексная научная экспедиция Института проблем освоения севера СО РАН (Тюмень) вновь побывала в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Руководителем и единственным исполнителем программы исследований этнографического отряда был старший научный сотрудник института кандидат исторических наук Юрий Николаевич Квашнин. 
 
«В этом году мне предстояло обследовать традиционные ненецкие захоронения и «священные» места в районе села Антипаюта. Сегодня, как никогда раньше, возникает необходимость сохранения культурного наследия коренных народов ЯНАО. Газодобывающие компании активно продвигаются вглубь Тазовского района: строят дороги, бурят скважины, прокладывают или планируют проложить газопроводы. Задача этнографов — зафиксировать имеющиеся на территории района объекты культурного наследия ненцев, нанести их на карту, провести экспертизу и при необходимости поставить их на учет и охрану. Сотрудники нашего института занимаются этим уже несколько лет».
 
Юрий Квашнин с информанткой на священном месте
 
Экспедиции этнографов и археологов ИПОС СО РАН в Тазовский район начались с 2011 года. С 2013 года активную помощь в проведении научных исследований стала оказывать ученым администрация района. Юрий Квашнин знаком с селом Антипаюта и его жителями с 1994 года. С тех времен у него остались здесь хорошие знакомые, которые показали ему некоторые священные места, зафиксированные, но не до конца исследованные учеными.
 
Священные головы
 
Ненецкие священные места представляют собой скопления оленьих черепов с рогами. Это святилища, на которых ненцы поклоняются духам той или иной священной земли. Здесь молятся об удаче в охоте, рыболовстве, о благополучии семьи и оленей. Забивая жертвенного оленя, ненцы тут же съедают почки, печень, часть свежего мяса. Остальную тушу увозят на стойбище, а голову с рогами оставляют на священном месте. Так совершается жертвоприношение духу этого места. 
 
Исследователю вместе с проводниками удалось побывать на четырех священных местах вблизи села Антипаюта. Еще два не были обнаружены. На одном из них очень сильно разросся кустарник, и через него не удалось пробиться. Возможно потому, что место посвящено злому духу, которому приносили жертвоприношения, чтобы он не оказывал своего негативного воздействия на людей. Видимо, ненцы боялись этого духа и потому лишний раз к нему не заглядывали. Второе ненайденное священное место должно было находиться рядом с дорогой, по которой зимой проходит много большого и малого транспорта. Следов его не нашли — вероятно, оно было разрушено.
 
Ненцы говорят: место может стать священным, если возле него произошел какой-то аномальный случай — человек сбился с пути, провалился под лед, увидел что-либо необычное. Обычно приглашают шамана, чтобы он выяснил, действительно ли это место сакральное. В случае положительного ответа там начинают регулярно совершать жертвоприношения. 
 
Священные места расположены обычно вдоль дорог, по которым проходят сезонные перекочевки оленеводов. Проезжая мимо, ненец останавливается и обязательно оставляет духу места что-то от себя — кусочек пищи или каплю спиртного, просит о благополучии.
 
Часто священные места встречаются там, где человеку может угрожать опасность. Именно к этой категории относится святилище в устье реки Антипаётаяха, впадающей в Тазовскую губу. Местные рыбаки часто переправляются через губу — на противоположной стороне, на Тазовском полуострове, проживают их родственники. Предприятие это очень опасное, особенно весной или осенью, когда бывают сильные штормы. Перед переправой люди обязательно приходят на священное место и просят духа, чтобы все остались живы. 
 
Два других священных места из обследованных в этом году интересны тем, что расположены рядом с чумами. Это необычно для ненцев, которые все-таки относятся к духам тундры с опаской и стараются не селиться совсем близко с ними, дабы случайно чем-нибудь их не разгневать. «А здесь люди говорят: “Мы друг другу не мешаем”, наблюдается мирное сосуществование», — отмечает исследователь. 
 
Ненецкое кладбище
 
Одно их этих священных мест имеет интересную историю. Оно существовало давно. В 1930—1940-е годы в Тазовский район стали привозить спецпереселенцев (системы ГУЛАГ) разных национальностей, которые должны были заниматься добычей рыбы и ее переработкой. В холме, на котором располагалось священное место, группа евреев выкопала мерзлотник — естественный «морозильник», временное хранилище рыбы. Со временем холм не выдержал нагрузки и обрушился, но большая часть священного места все-таки осталась наверху, а другая ушла в провал — там до сих пор можно увидеть священные нарты и головы оленей.
Евреи, как и многие другие спецпереселенцы, не выдерживали суровой заполярной зимы, умирали. Говорят, где-то недалеко от этого места сохранились их могилы. В тундре до них дойти не удалось, но в самом селе Антипаюта одну могилу с вырезанной на железном листе звездой Давида зафиксировали.
 
«Иногда мне было нелегко работать с проводниками, потому что они очень сильно верят в магическую силу священного места. Вот мы провели все положенные обряды — повязали лоскутки красной ткани на рога, капнули спиртного, сами пригубили его. И они говорят: “Ну, пойдем, только не оглядывайся”. А мне же еще нужно зафиксировать эту точку на карте, исследовать, сфотографировать. Приходилось уговаривать проводников, чтобы не торопили, — рассказывает Юрий Квашнин. — На одном тундровом священном месте проводник попросила меня три раза обойти его по кругу, прежде чем приступить к ритуалу кормления духов. Пока мы это делали, она по-ненецки рассказывала духам, что привела сюда человека другой национальности, и он не желает им зла. Просила отнестись ко мне по-доброму. Затем она смочила кончики некоторых рогов спиртным и смазала их, за неимением оленьего жира, коровьим маслом. Особенно трудно было попасть на ненецкие кладбища, и не всегда из-за их удаленности. Хозяин-ненец, у которого я жил (кстати, очень умный и образованный человек), говорил: “Не ходи на кладбище. Если я узнаю, что ты ходил, я тебя в дом не пущу. Вдруг ты приведешь с собой душу умершего, и она нам навредит? А у меня семья, дети”».
 
Ногами на закат
 
До кладбища исследователь потом все-таки добрался, выбрав подходящее время. Старался особо не привлекать внимания ненцев, для этого пришлось прикинуться собирающим морошку. В этот раз ему довелось увидеть несколько свежих захоронений. По ним видно, что ненцы продолжают сохранять традиции в похоронной обрядности. Они «погребают» умерших в наземных гробах, которые представляют собой прямоугольные деревянные ящики, скрепленные по бокам шестью вертикальными планками. На поперечной планке у головы покойного вешают колокольчики, или просто металлические звенящие предметы.
 
Гроб с покойным обычно устанавливают ногами в направлении на запад или северо-запад. Это то место, где заходит солнце. На закат, в страну мертвых, уходят мертвецы, точнее, их в нартах везут туда олени. Нарта, на которой привезли умершего, ломается, переворачивается и кладется в ногах, и перед ней забиваются олени — их мясо не употребляют в пищу, они целиком достаются покойному (правда, оленей не всегда удается обнаружить, потому что у многих рыбаков их нет). Умершего одевают в ту одежду, что он носил, ее тоже портят, разрезают. Затем его обертывают оленьими шкурами. Рядом с ним в гроб кладут вещи, которыми он пользовался при жизни. Если это мужчина — аркан, нож, топор, другие инструменты, если женщина — кастрюлю, котелок, чайник, швейные принадлежности. 
 
Ненцы могут похоронить своего покойного в любой части тундры, главное, чтобы под рукой был строительный материал — доски для изготовления гроба. Если через какое-то время умирает еще один родственник, его стараются положить рядом. Так захоронение может превратиться в настоящее кладбище. У сибирских ненцев до сих пор сохраняется родовая организация, поэтому похоронить представителя другого рода там уже нельзя, его кладут на другом месте. Как и священные места, кладбища часто можно увидеть на холмах — так их хорошо видно и зимой, и летом. Это исключает возможность, что на них случайно налетит оленья упряжка. Кроме того, захоронения часто располагаются вблизи водоемов, ведь по поверьям ненцев душа уходит в страну мертвых именно по воде.
 
Священные нарты
 
Домашние духи
 
Еще одна тема, которая поднималась в экспедиции, — изображение духов умерших предков. Когда у ненца умирает родственник, через некоторое время после совершения похоронных обрядов изготавливается уменьшенное изображение, «заместитель» покойного. Обычно оно представляет собой антропоморфную фигурку, вырезанную из дерева или камень необычной формы. На нее надевают уменьшенное подобие традиционной одежды. На мужское — малицу, а иногда и маличную сорочку. На женское — ягушку (распашную шубу). 
 
Среди таких фигурок попадаются весьма любопытные. Так, по сообщению информанта, в основе одной из доставшихся ей от предков фигурок оказался православный крест. Внутри другой фигурки, привлекшей внимание исследователя необычной высотой, был обнаружен палаш (холодное оружие с прямым и длинным клинком, широким к концу).
 
Обычно эти фигурки находятся в чуме. Они являются хранителями домашнего очага и связаны со средним миром (собственно тем, в котором живут люди). К ним обращаются, когда что-то не ладится в семье, в хозяйстве, кто-то заболел. Если больной выздоравливает, то духу, к которому обращались, надо обязательно сшить новую одежду. Когда совершаются поминки, забивают оленя, и его кровью фигурке этого человека мажут рот. Кроме того, духу обязательно наливают спиртного, «кормят» его оленьим мясом и салом. Если едят рыбу, губы статуэтки смазывают рыбьим жиром.
 
Фигурки духов, связанных с верхним миром, хранятся в священных нартах, которые отличаются от ездовых и грузовых тем, что имеют неравное количество ножек-копыльев. Часто к передней части нарт привязывают колокольчики или металлические изображения оленей. Обычно такие нарты стоят вдалеке от жилищ, чтобы к ним никто не подходил без особой надобности. 
 
Хозяева одной из священных нарт показали исследователю своих духов. В двух средних размеров чемоданах, обитых дерматином (какие были в ходу в 50—70-е годы прошлого века), вплотную друг другу лежало несколько фигурок, обернутых в лоскутки разноцветных тканей и подвязанных небольшими полосками оленьей кожи. Главный дух «обитал» в отдельной небольшой коробочке, где рядом с ним лежала маленькая бутылочка с остатками спиртного. У своих духов хозяева просят хорошей погоды во время рыбного промысла и здоровья для членов семьи. 
 
Нытарма - семейные боги-покровители
 
Помимо фигурок духов в чемоданах хранятся различные металлические предметы — цепочки, колечки, колокольчики, монеты разного времени, изображения оленей. Удалось обнаружить даже чеканку на меди, изображающую женскую голову. Металл всегда был для ненцев чем-то необычным, поэтому традиция почитания сделанных из него вещей, особенно с изображением человека или зверя, жива до сих пор. Духов из чемодана периодически достают, обычно в теплые, солнечные дни, чтобы совершить обряды почитания и просто просушить. Обряды происходят по уже знакомому нам сценарию: люди накрывают стол, приглашают соседей, но прежде чем приступить к трапезе, наливают рюмку водки и каждой фигурке подносят «выпить» — смачивают губы. 
 
Двойная охрана
 
«Я считаю, что экспедиция прошла удачно. Два священных места я буду рекомендовать ставить на учет и охрану. Возле двух других живут ненцы-рыбаки. Они обычно не уходят далеко от того места, где поселяются, а значит, сакральные места находятся под естественной охраной, — отмечает исследователь. — Первые два места (особенно то, что расположено на устье протоки), конечно, подвергаются воздействию людей, которые не знают культуры ненцев, не общаются с этим народом. Были случаи, когда какой-то катер проходил по губе, пассажиры видели на берегу скопление рогов, принимали его за свалку и оставляли там мешки с мусором».
 
Ненцы помогают ученым исследовать сакральные объекты, но иногда и «прячут» их от излишнего внимания. Так, однажды Юрий Квашнин привел в научной статье сведенья из более ранних источников, что рядом с озером в низовьях Таза находится еще два не обследованных священных места. На одном из них должны были находиться нарты, где хранился камень необычной формы, изображающий Нумгымпоя, сына верховного божества ненцев Нума. Статья стала доступна любому желающему благодаря Интернету. Один из представителей семьи, наблюдавшей за этим священным местом, прочел ее и перевез нарты в другое, скрытое от посторонних глаз место. Так Интернет сослужил науке плохую службу.
 
В следующем году ученые планируют продолжить исследование ненецких священных мест и захоронений, традиций почитания духов. Готовится новая экспедиция в Тазовский район ЯНАО. 
 
Диана Хомякова
 
Фото предоставлены Юрием Квашниным