Вестерос — жестокое место, причем как для его жителей, так и для физических или биологических законов. О сложностях полета драконов, исторических параллелях с нашей реальностью и существовании белых синих ходоков рассуждали сибирские ученые.
Гори и лети ясно
Как столь огромные существа вроде драконов вообще могут поднять себя в воздух? Самый большой из них — Балерион — длиной примерно 76 метров от хвоста до кончика носа. Так как по сюжету он давно умер, научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН Дмитрий Гавриленко решил изучить ныне живущего в мире «Игры престолов» Дрогона — «ростом» всего 40 метров. У дракона есть и другие, важные для расчетов физические характеристики: масса (примерно 4 тонны), размах крыльев, их площадь и частота взмахов (у Дрогона — очень редко, около раза в секунду).
— Все тела могут летать: основной вопрос заключается в подъемной силе и ключевой параметр здесь — скорость, — рассказывает Дмитрий Гавриленко. — Если нам известна плотность воздуха и площадь крыльев, можно узнать скорость Дрогона. Другая необходимая величина — коэффициент подъемной силы, который в основном определяется экспериментальным путем. Однако нельзя просто так взять и засунуть дракона в аэродинамическую трубу, поэтому предположим, что данный показатель составляет единицу. Минимальное значение коэффициента должно преодолеть реакцию опоры: когда вес (в ньютонах) будет хотя бы равен этой силе, дракон воспарит в небеса.
Чтобы разогнаться и полететь, Дрогону нужно примерно 33 м/с или около 120 км/ч — это достаточно сложно с учетом того, что даже гепард на планете Земля бегает с меньшей скоростью. Можно, например, воспользоваться катапультой или же скинуть дракона с башни. Ему надо пролететь 3,5 секунды: за это время он успеет разогнаться, а еще 30 метров останется на попытку выйти из крутого пике. Всего дракон преодолеет около 100 м, и, в принципе, для этого в Вестеросе есть высокие постройки — та же Стена.
Если же не трогать Дрогона, нужно менять под него мир, а именно — отношение двух величин: плотности воздуха и свободного падения (иными словами, уменьшить гравитацию). Последнее можно сделать, ужав Землю в размерах, однако подобные преобразования значительно влияют на планету: в частности, человеку не нужна такая мышечная масса, которой он обладает сейчас, а значит, жители Вестероса были бы высокими, тонкими, сухопарыми. Деревья тоже изменили бы свой облик, ведь корневого давления становится недостаточно, чтобы перегонять сок в верхние ветки, и флора перестает расти вверх. С другой стороны, логичным становится существование Стены: при меньшей гравитации гораздо проще поднять ледяные глыбы.
— Иной вариант — изменение плотности воздуха: тогда Стена бы не разрушилась, но и в этом случае мы получим массу проблем, — добавляет ученый. — Придется кипятить чай около трех часов на сильном огне, а дров уйдет целый «КамАЗ». Зато при изменении плотности воздуха замедлится испарение воды — это бы объяснило, почему Стена простояла так долго.
Отставив в сторону изменение мира, можно попробовать накормить Дрогона химией: в частности, карбидом кальция, который смешается с адским желудочным соком дракона. В результате образуется хлорид кальция (очень полезное, даже лекарственное вещество для костей) и взрывоопасный ацетилен. Правда тогда драконы в полете становятся больше похожими на воздушный шарик — и это не единственный минус.
— Ситуация была бы такая: едят они карбонат кальция, и вдруг кто-то икнет или еще похуже, — поясняет Дмитрий Гавриленко. — Достаточно опасный вид транспорта: я бы не рискнул на них путешествовать. Кстати, говоря о невольно вступившем в армию белых ходоков Визерионе и его пламени, можно предположить, что оно становится холодным благодаря добавлению воды.
Ланкастеры и Ланнистеры
В средние века в нашей реальности произошел кардинальный перелом: появились фабрики, начала развиваться промышленность. При этом, несмотря на самые значительные перемены, людьми во все времена двигали деньги и сексуальные потребности. Как следствие, возникает вопрос: может ли творить историю народ с такими идеалами? Так что в противовес материализму XVIII века в искусстве появляется образ противостоящего пресности бытия героя — человека исключительной смелости и доблести. Борьба с материализмом породила и развитие жанра фэнтези, который захватывает зрителя или читателя в отличие от обыденной жизни. Историю творят герои, личности, и в своих произведениях Мартин жестко проводит эту линию.
— Другой интересный момент сюжета «Игры престолов» — отсылки к историческим событиям, — рассказывает заведующий кафедрой философии Новосибирского государственного университета экономики и управления доктор философских наук Олег Донских. — В XV веке была война Алой и Белой розы — серия династических конфликтов между группировками английской знати в борьбе за власть. Даже имена похожи: Ланкастеры и Ланнистеры, Йорки и Старки...
Также в истории Земли есть потрясающие изобретения, которые поменяли ее ход: например, греческий огонь — горючая смесь, применявшаяся в военных целях. Другой вариант — компас, из-за чего стало возможным мореплавание в открытых океанах. То есть какие-то изобретения, даже случайные, могут кардинально изменить перевес сил. Вспомним баллисту, благодаря которой был ранен Дрогон. А если бы их было больше?
Вера в семерых — религия Семи Королевств, основанная на волшебном числе 7. Отчасти его сакральность связана с тем, что наша кратковременная память может оперировать семью плюс минус двумя элементами. Самая известная параллель в истории — семь греческих мудрецов: особо чтимые политики и общественные деятели, жившие в VII—VI веках до н. э.
Власть женщины, как у Дейнерис Таргариен, также существовала в истории человечества: в частности, жена одного из хеттских царей Пудо-Хеба была дочерью жреца, а стала самой влиятельной женщиной государства и поспособствовала появлению первого в истории мирного договора между двумя державами (с Египтом). Императрица Феодора оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи, хотя изначально была куртизанкой. Памятуя о воинственных женщинах, способных повести за собой массы, можно привести в пример Жанну д’Арк, командовавшую французскими войсками в Столетней войне.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Даниил Гладких отнесся к произведению Джорджа Р. Р. Мартина если не негативно, то крайне скептически — особенно ужасаясь биологическому разнообразию Вестероса:
— Мартин хаотично использовал всё, что вспомнил из школьного курса биологии, — рассказывает ученый. — Возьмем, например, лютоволков. Они действительно существовали, только назывались «ужасным волком» и были не сильно крупнее обычного. Эти млекопитающие обитали на территории Северной Америки и вымерли в эпоху позднего плейстоцена 16 тыс. лет назад. Исходя из этого, я попытался привязать других животных мира Мартина к тому же периоду.
Мамонтов в то время жило довольно много. Если в «Игре престолов» холодно, там, по всей видимости, обитали шерстистые мамонты — они были меньше, чем современные слоны, правда, в большинстве своем вымерли 10 000 лет назад. Последняя колония закончила свое существование на острове Врангеля 4 000 лет назад.
Бивни мамонтов загибались внутрь, чтобы им было удобно раскапывать снег и добывать пищу. В учебниках этих животных зачастую рисуют рыжими, что логично: найденные останки покрыты шерстью именно такого оттенка. Однако если любой волосяной покров пролежит несколько тысяч лет в земле и грязи, то станет рыжим. На самом деле мамонты были черными.
В книге также встречается лось, иногда с добавлением слова «великий», из чего можно сделать вывод, что это был большерогий олень — действительно огромных размеров: среднестатистический человек мог ему только заглянуть под хвост.
— К львоящеру есть масса вопросов: на деле это ящерица размером со льва. Почему бы не назвать ее коровоящерицей? — рассуждает Даниил Гладких. — Естественно, это не что иное, как крокодил. Они могут быть размером от полутора до десяти метров, но Мартин, конечно, взял самого большого. Скорее всего, это был представитель вымершего рода сухопутных крокодилов квинкана, обитавший в Австралии в неогене — антропогене и имевший довольно высокие ноги.
По словам ученого, на этом мир плейстоцена у писателя заканчивается, однако все вышеперечисленные звери не могли существовать в условиях Вестероса из-за типичного средневекового климата. Например, мамонты обитали в тундре, и там так же был снег, но кормовой базы для столь огромных существ уже не существовало.
— В тундре сейчас не растут злаки — высокопродуктивные, богатые энергией растения, — поясняет Даниил Гладких. — Сейчас там в основном мох: если вы ели его или бутерброд из «Подорожника», то понимаете, что особо этим не наешься — тем более если весишь восемь тонн. Поэтому такие огромные животные не могли существовать в условиях Вестероса.
Другие обитатели мира Семи королевств — мантикоры: вымышленные существа, зачастую представляющиеся чем-то вроде льва с хвостом скорпиона и крыльями. Однако в произведении Мартина это насекомое: плотоядное, ядовитое, выглядящее как паук. Проблема в том, что у пауков четыре пары ног, а у других насекомых — три. Благо, в сериале «Игра престолов» мантикора имеет три пары конечностей.
— Паук тоже питается другими животными, однако у него наружное пищеварение: разрезая покровы жертвы, он впрыскивает туда яд и медленно попивает ее как дайкири, — добавляет ученый. — Плотоядными — отгрызать куски мяса — могут только жуки, которые, к сожалению, выглядят как жуки. Мантикора Мартина по ядовитости ближе к сиднейскому воронковому пауку: после его укуса у вас есть 23 минуты, чтобы написать завещание. В плане светлого человеческого лика на брюшке может подойти гавайский улыбающийся паучок — но мне кажется, он похож на клоуна из фильма «Оно», что, в общем-то, укладывается в нашу концепцию ужаса.
По словам ученого, в «Игре престолов» драконы были придуманы следующим образом: порхай как летучая мышь, ходи как гусь, ластись как кошка (потому что твоя мамочка Дейнерис) и при этом выгляди как ящерица — хорошо хоть с четырьмя конечностями.
— У Мартина драконы едят только жареное мясо. Это как в старой загадке: «Почему лев ест сырое мясо? Потому что не умеет готовить». Как драконы вообще к этому пришли? — рассуждает Даниил Гладких.
В фильме хорошо показано, откуда у драконов извергается огонь: когда они разевают пасть, видно две трубочки, из которых вытекает жидкость, благодаря химической реакции превращающаяся в пламя. В природе есть аналог такому процессу: жук-бомбардир, защищающий себя от противников с помощью сильной струи кипящей жидкости, выпрыскиваемой под высоким давлением.
Помимо этого, в произведении есть ряд других особенностей, которые можно рассматривать с биологической точки зрения — прежде всего губительная серая хворь и не менее опасные белые ходоки.
— Один врач написал статью про серую хворь, и выяснилось, что это инфекционное вирусное заболевание, передаваемое контактным путем — и хорошо только так, потому что если бы еще и половым, то весь Вестерос бы, наверное, умер, — добавляет ученый. — При этом на примере Тириона видна генетическая устойчивость: когда они с Мормонтом отбивались от зараженных, пострадал только последний. В реальности это немного похоже на оспу, но наиболее — на папилломавирус, из-за которого на коже появляются ороговевшие образования.
Говоря о белых ходоках, следует отметить, что сам Мартин считает их расой живых существ. Они имеют синий оттенок, и в природе такое возможно: голубая кровь встречается у пауков, ракообразных, моллюсков, осьминогов и кальмаров. Цвет крови во многом зависит от кислорода: в нашей красной связывание гемоглобином кислорода по коэффициенту Хилла составляет 65, а вот в голубой — около 1,9. При этом ходоки выглядят как люди и движутся точно так же, вследствие чего не могут связывать O2 с эффективностью в десятки раз меньше, чем мы, потому что им не будет хватать энергии.
Кроме того, все реакции (в том числе мышечные сокращения) в нашем теле протекают достаточно медленно. При этом температура человека составляет 36,6 °C, и у нас много ферментов, влияющих на течение скорости химических реакций. Белые ходоки живут в холоде, а потому все реакции у них должны быть еще ниже: представители данной расы даже не смогут быстро взмахнуть рукой в сражении. Если, например, скинуть ленивца в воду, он из-за медленного метаболизма может пробыть там 30 минут и не задохнуться. Однако он и двигается неторопливо, в отличие от ходоков.
Также ходоки могут оживлять мертвых: последние становятся безвольными и слепо выполняют приказы повелителя. В природе есть своеобразный аналог такому превращению — жизнедеятельность изумрудной тараканьей осы. Двумя укусами она может сделать зомби из таракана: первый его обездвижит, а после второго (в мозг) таракан становится послушным. Оса ведет его к вырытой ямке, начиняет мягкое брюшко жертвы яйцами, а вылупившиеся после личинки питаются им, отрывая по кусочку.
По версии Даниила Гладких, «Игра престолов» остается интересной зрителям даже несмотря на то, что Мартин ведет себя как ребенок в лавке близнецов Уизли, собирая в одном сюжете всё самое зрелищное и яркое. В любом случае, последний сезон сериала ожидается как минимум через год, а пока фанатам остается только строить предположения о дальнейшей судьбе персонажей.
Дискуссия прошла в рамках научно-популярного ток-шоу «Разберём на атомы» Информационного центра по атомной энергии.
Алёна Литвиненко
Фото автора и из открытых источников