Что такое мегалиты
Самые известные в мире мегалиты — это, наверное, Стоунхендж и статуи с острова Пасхи. Но ритуальные каменные постройки гигантских размеров встречаются по всей планете, от Южной Америки до Урала. В Индонезии их тысячи.
Обычно мегалитами называют сооружения из крупных каменных глыб. «Для строительства этих конструкций была нужна коллективная работа, специальные навыки, технические приспособления: блоки, рычаги. Индонезийские памятники в основном состоят не из таких крупных камней, но их явно создавало большое количество человек, применяя квалифицированный труд на протяжении длительного времени», — рассказывает ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Владимирович Табарев.
По словам ученого, монументальные сакральные постройки объединяли людей, живущих на разных территориях. Здесь они обращались к богам, совершали обряды погребения и другие ритуалы. Многие из древних памятников используются до сих пор. Жители окрестных деревень празднуют тут начало посева, появление первых ростков, урожай, иногда — свадьбы.
Андрей Табарев занимается тихоокеанской археологией больше 25 лет. Вместе с коллегами из сектора зарубежной археологии ИАЭТ СО РАН он исследовал мегалиты на островах Японского архипелага и Корейского полуострова, а также в Колумбии и Эквадоре. Экспедиция в Индонезию составляет часть работы, цель которой — изучить мегалитические традиции Тихоокеанского бассейна, проследить связи между памятниками на разных территориях.
Андрей Табарев на фоне памятника Гунунг-Паданг
Каменные комплексы в Индонезии
Для разведывательной поездки археологи из Новосибирска и Владивостока выбрали провинцию Западная Ява. Российские исследователи еще никогда не работали в этом районе. Здесь насчитывается более двух тысяч мегалитических сооружений. При этом большая их часть не только не изучена, но даже не сфотографирована и не измерена. Археологи осмотрели мегалиты разных типов. Среди них были монументальные объекты с ярусным строением, пирамидальные сооружения и комплексы с вертикально установленными камнями — менгирами. Особенно интересными оказались три памятника: Гунунг-Паданг, Панггуянган и Тугу-Геде.
Гунунг-Паданг — один из самых знаменитых мегалитов Индонезии. Он состоит из тринадцати террас, расположенных ярусами на склонах потухшего вулкана. Пять верхних террас расчищены. На них находятся остатки каменных сооружений: насыпи, оградки, ступени, фундаменты, возможно гробницы. В качестве строительного материала служат четырех-, пяти- и шестиугольные плиты размером от полутора до нескольких метров.
«Гунунг-Паданг производит сильное впечатление, — вспоминает Андрей Табарев. — Первый раз мы увидели его на рассвете. Когда солнце осветило верхушку горы, и начали проступать силуэты каменных блоков, возникло ощущение некой нереальности окружающего». В интернете можно встретить версии о том, что этот памятник построили инопланетяне, атланты или обитатели затонувшего Континента Му.
Специалисты из Археологического центра Бандунга — столицы Западной Явы — провели комплексное исследование памятника в 2014 году. Они показали, что на самом деле никакой загадочной технологии при строительстве не применялось. Плиты-многогранники не нужно было обтесывать и поднимать в гору. Они откалываются от разрушающегося купола вулкана, на котором выстроен Гунунг-Паданг. Индонезийские ученые также выяснили, что комплексу не больше 2 000 лет, и возводился он в течение нескольких столетий. Более точную датировку могут дать раскопки на верхних террасах.
Другой памятник, храм Панггуянган, построен в виде пирамиды из семи уровней-ступеней, на вершине которой находится алтарь. Его площадь в основании составляет примерно 25×20 метров, высота — 12 метров. Вокруг видны каменные оградки. Предположительно, они могли служить основанием для деревянных конструкций.
По предварительным оценкам сибирских археологов, пирамиду построили в V—XII веках н.э. Ее продолжили использовать и после того, как в Индонезию пришел ислам. Сегодня храм посещают паломники: здесь находится усыпальница одного из мусульманских деятелей.
Пирамидальный храм Панггуянган
До сих пор не изученным оставался комплекс Тугу-Геде в национальном природном заповеднике «Халимун» («Туманные горы»). На его территории расположены различные каменные артефакты: выложенные плитами площадки, менгиры высотой от 40 сантиметров до нескольких метров, оградки, скульптуры, фрагменты алтарей и саркофагов, большие плоские камни с чашевидными углублениями. На земле вокруг были найдены обломки глиняной и фарфоровой посуды, стеклянные изделия, металлические бубенчики. Тугу-Геде расположен недалеко от деревни, поэтому во время важных событий на нем до сих пор оставляют подношения духам, а на менгиры повязывают полоски из белой ткани.
Российские ученые не исключают, что наиболее ранние части комплекса относятся к финалу неолита — началу эпохи палеометалла. «В составе Тугу-Геде присутствуют элементы разного времени. Это и позднее мусульманское наслоение, и предшествующее ему, возможно индуистское, и связанное с еще более древним пластом. Чтобы датировать такой объект, нужны раскопки. При этом исследования должны быть в полном смысле этого слова хирургическими, чтобы нанести минимум ущерба комплексу. Разрушать и даже перемещать ничего нельзя», — объясняет Андрей Табарев. Ученые рассматривают раскопки на Тугу-Геде как один из наиболее возможных вариантов продолжения исследований мегалитов в Западной Яве.
Тугу-Геде. Самый высокий менгир
Сложности тропической археологии
Раскопки в Индонезии осложняются природными условиями. Зимой сильные дожди размывают почву. Фрагменты керамики, каменных орудий и другие мелкие объекты, которые находились на поверхности, с потоками воды могут проникать глубоко в землю и смешиваться там с более древними объектами. В результате при раскопках есть риск обнаружить в одном слое вещи, относящиеся к разным эпохам. Кроме того, в тропиках быстро разрушаются деревянные помосты, крыши, стены, которые составляли часть мегалитических комплексов. Поэтому невозможно восстановить весь набор элементов, использовавшийся древними строителями.
Работе археологов мешает и буйная растительность. Корни деревьев, лиан ломают и передвигают части каменных сооружений. Даже для того, чтобы предварительно измерить и сфотографировать объект, надо освободить его от зелени. При этом расчищенный участок в считанные дни зарастает снова.
Природные условия диктуют особый режим раскопок. Чтобы не попасть в сезон дождей, экспедиции организуют с июля по сентябрь. Но в этот период работы можно проводить только рано утром и после обеда. Днем слишком жарко, а после 18 часов в тропиках резко темнеет.
Андрей Табарев рассказал о том, что индонезийские коллеги открыты для сотрудничества. Тугу-Геде экспедиция осматривала с разрешения деревенского старосты, он же предоставил ученым свой дом для ночлега. На памятнике вместе с ними были местные жители и археологи из Джакарты и Бандунга, которые высказывались за проведение раскопок. Однако ученый осторожен в своих оценках того, когда и в какой форме будут продолжаться исследования.
«Раньше термин “риски” был применим в основном к бизнесу. Сейчас археологи тоже должны всё просчитывать. Особенно это касается работы в удаленных районах. В случае с Юго-Восточной Азией рисков множество: непредсказуемый климат, возможные природные катастрофы, политическая ситуация. В условиях пандемии тем более сложно строить планы. Судя по всему, по крайней мере на год Индонезия закрылась. Но могу сказать одно: мегалиты Индонезии, безусловно, заслуживают того, чтобы им занимались серьезно, не только во время коротких поездок», — заключает А. В. Табарев.
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-09-00010 «Древние культуры островной части Юго-Восточной Азии: происхождение, особенности и региональное значение».
Александра Федосеева
Фото предоставлены Андреем Табаревым