Сибирские археологи изучили 107 дореформенных монет Петра I

В 2008 году при обследовании дороги к югу от Умревинского острога ведущий сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский обнаружил серебряные монеты эпохи Петра I. Этот клад, впервые найденный на территории Новосибирского Приобья, дал множество ценной информации. Кроме того, удалось изучить состав металла монет.

В Мошковском районе Новосибирской области на обочине дороги, идущей вдоль реки Обь, в слое белой золы была найдена емкость из бересты, внутри которой исследователи обнаружили несколько «слипшихся» групп серебряных проволочных копеек общим весом 28 грамм. Эту находку определили как клад, оставленный, предположительно, кем-то из местного населения.
 
«Он мог быть спрятан служивым человеком или крестьянином, потому что его сумма соответствует выплате казенного жалования или различных налоговых платежей, — рассуждает Андрей Бородовский. — С другой стороны, десять монет с отверстиями для пришивания могли принадлежать аборигенному населению, у которого была мода делать женские нагрудные украшения с русскими серебряными деньгами. Но стоит также учитывать, что среди служилых людей в Сибири и России были и татары, такие изделия когда-то могли принадлежать и им».
 
Умревинский кладВ связи с тем, что Петр I провел монетную реформу, в результате чего старые проволочные копейки были заменены рублевой монетой, огромное количество серебра в виде копеек представляло для казны большой интерес. Но крестьяне не спешили обменивать монеты, а в сельских местностях, особенно в Заволжье, обращение серебряной копейки продолжалось. Для народа она была своего рода гарантией новой медной, поэтому были так популярны монетные клады.
 
После расчистки находки, произведенной реставратором ИАЭТ СО РАН Мариной Вадимовной Мороз, был определен ее состав: 107 серебряных проволочных копеек, дореформенных монет эпохи правления Петра I, что составляло достаточно большую сумму.
 
«Если соотнести количество денег с характером платежей той эпохи, то сумма Умревинского клада соответствовала годовому оброку с лавки в Сибири по расценкам 1624 г., — рассказывает Андрей Бородовский. — По данным известного сибирского историка доктора исторических наук Олега Никандровича Вилкова, на эти деньги можно было купить широкий ассортимент товаров в достаточном количестве. Например, в 1640 году это пять шкурок недолисей красных, 70 — беличьих или три бухарские рубашки, а в период с 1670 по 1700 года эта сумма соответствовала одному возу щуки или десяти пудам сухой и пяти пудам свежей щуки».
 
Однако не каждая из монет была пригодна для подробного изучения. Так, из общего числа только 86 оказались не «слипшимися», для них под руководством ведущего инженера ИАЭТ СО РАН Михаила Михайловича Игнатова был произведен анализ состава сплава металлов в отделе геохронологии кайнозоя. После получения результатов исследователи были вынуждены исключить еще несколько монет: одна была признана фальшивой, т.к. сделана из металла с преобладанием олова, для 18 монет анализ показал 100 % содержание серебра — это является недостижимой чистотой серебра для технологий XVII—XVIII веков. Таким образом, год чеканки и монетный двор удалось установить для 35 монет.
 
Они были отчеканены на Старом монетном дворе и на Кадашевском, известном также как Замоскворечный, Адмиралтейский или Военно-морской. При сопоставлении монетного двора с долей меди в сплаве, исследователи определили, что копейки с преобладанием в составе меди (1,67—2,83 %) были выпущены Старым монетным двором, в то время как у монет Кадашевского доля меди не более 1,63 %. 
 
Учитывая возможные источники серебра для чеканки денег — ранее выпущенные проволочные копейки или монеты европейских государств — ученым удалось установить причину преобладания большого количество меди в экземплярах Старого монетного двора. Так, по одной из версий, использовался особый вид сырья с повышенным содержанием меди в сплаве — например, иностранные монеты, привезенные из Европы. Эти зависимости между характеристиками монетного сплава и внешним видом копейки (датой чеканки, весом, признаками термического воздействия) подтверждают тот факт, что исследовательский нумизматический подход является продуктивным и может быть использован в дальнейших изысканиях.
 
Татьяна Мартынова
 
Фото предоставлены Андреем Бородовским