Древнерусский перстень и ил озера Байкал исследовали в ИЯФ СО РАН

 
В Новосибирске прошла Зимняя школа молодых ученых «Синхротронное излучение в мультидисциплинарных исследованиях». Ее организаторы — Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН, ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» и Новосибирский государственный университет — ставят целью подготовить будущих пользователей станций синхротронного излучения в различных областях науки. На площадке ИЯФ СО РАН более 20 студентов из шести городов России прослушали цикл лекций и получили возможность посмотреть, как проводятся эксперименты на СИ.
 
«Задача школы — познакомить молодых ученых с процессом постановки эксперимента с использованием синхротронного излучения и аналитическими методами, применяемыми в данной области, – рассказывает помощник директора ИЯФ СО РАН по перспективным проектам, кандидат физико-математических наук Яков Валерьевич Ракшун. — Понимая важность практических занятий, помимо лекций, серьезную часть времени мы отвели под лабораторную работу на экспериментальных станциях ЦКП “ Сибирский центр синхротронного и терагерцового излучения”. Таким образом мы вносим вклад в подготовку будущих пользователей источников СИ».
 
Для слушателей курса читают лекции специалисты ИЯФ СО РАН, ИК СО РАН, НГУ, а также приглашенные гости. В этом году старший научный сотрудник Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, работающий в Европейском центре синхротронного излучения (European Synchrotron Radiation Facility — ESRF) Дмитрий Чернышов прочитал лекцию «Структурные исследования на источнике СИ». Практические занятия проходили на пяти экспериментальных станциях ЦКП «СЦСТИ»: EXAFS-спектроскопии, локального и сканирующего рентгенофлуоресцентного элементного анализа, прецизионной дифрактометрии и аномального рассеяния, малоуглового рассеяния.
 
«На практическую работу мы отвели два дня по четыре часа, — добавляет старший научный сотрудник ИЯФ СО РАН кандидат технических наук Борис Григорьевич Гольденберг. — Руководители станций, курирующие практикумы, ознакомили слушателей с инфраструктурой, и совместно с ними провели тестовые эксперименты с модельными образцами (металл-оксидные системы разнообразного состава, образец ила), чтобы показать, как идет процесс, какую информацию могут дать основные методы анализа. Нам важно показать молодым ученым, как работает СИ как на модельных, так и реальных образцах, и заинтересовать их в работе».
 
В Зимней школе молодых ученых приняли участие студенты из НГУ, Новосибирского государственного технического университета, Сибирского федерального университета, Томского государственного университета, Государственного академического университета гуманитарных наук при РАН, Удмуртского федерального исследовательского центра, Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ).
 
«Наша лаборатория занимается системами формирования и доставки пучка от источника до непосредственного потребителя, — рассказывает научный сотрудник МНИЦ «Когерентная рентгеновская оптика» БФУ, кандидат физико-математических наук Максим Викторович Коробенков. — Моя научная деятельность связана в том числе с вопросами материаловедения, и мне захотелось узнать побольше о методах исследования материалов на разных масштабных уровнях при помощи синхротронного излучения. Вчера, например, мы познакомились с методом РФА и поработали с ним на станции локального и сканирующего рентгенофлуоресцентного элементного анализа – смотрели образцы осадочных отложений озера Байкал».
 
Студенты третьего курса Государственного академического университета гуманитарных наук при РАН Таисия Петровичева и Евгений Зубавичус привезли с собой археологические образцы — бронзовые предметы русского средневековья, найденные в Суздальской археологической экспедиции Института археологии РАН, которая изучает древнерусские поселения.
 
«Несмотря на то, что методы СИ перспективны, они не очень активно применяются в археологии. Уникальный опыт, который мы здесь получаем позволит по-новому взглянуть на какие-то проблемы, и, возможно, внедрить в научный оборот новые методы исследования, — делится впечатлениями Евгений Зубавичус. — Бронзовые археологические предметы мы исследовали методом РФА. Надеемся, что по элементному составу получится определить нюансы технологического процесса их изготовления и, может быть, даже из какого месторождения была взята медь для изделий. Результаты анализа получены, но теперь нужно их систематизировать».
 
Таисия Петровичева добавляет, что для них это первый опыт работы с СИ. «Мы знакомы с традиционными для археологии методами исследования, такими как радиоуглеродное датирование, так что было логичным приехать на Зимнюю школу и познакомиться с другим направлением, понять, как работает РФА, EXAFS, и в будущем пользоваться ими», — пояснила студентка.
 
Пресс-служба ИЯФ СО РАН