Директор Института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН и его заместители по научной работе рассказали об итогах научной деятельности ИЯФ СО РАН за 2023 год, а также о планах на будущее. В частности, ученые говорили о создании оборудования для производства микроэлектроники, системы электронного охлаждения тяжелых ионов, а также об экспериментах на коллайдере ВЭПП-2000.
Директор ИЯФ СО РАН академик Павел Владимирович Логачёв рассказал о планах института на будущее, в частности о продолжении тех работ, которые начались в 2023 году: «Первая большая задача — восстановление технологического накопительного комплекса в Зеленограде, который будет востребован для отечественной цепочки производства микроэлектроники. Это будет основной инструмент, позволяющий разрабатывать и испытывать технологию так называемых литографов, которые формируют в специальном слое, нанесенном на поверхность подложки, рисунок, повторяющий микросхему, с последующим переносом этого рисунка на подложки. Планируем запустить его через три года. Заказчик создания комплекса — НИЦ “Курчатовский институт”. Другая важная работа, начатая в 2023 году, — конструирование ускорительной части отечественного ионного имплантера. Это второй важнейший прибор в технологиях микроэлектроники, помимо литографа, позволяющий вводить примеси в поверхностный слой каких-либо полупроводниковых пластин.
По словам академика Логачёва, все возможности, которыми располагает институт в создании различных установок, устройств и приборов, имеются благодаря исследованиям в области физики элементарных частиц. Только работа в этом направлении способна давать настолько мощный технологический выход.
О первой в России системе электронного охлаждения тяжелых ионов рассказал заместитель директор ИЯФ СО РАН по научной работе член-корреспондент РАН Евгений Борисович Левичев. Совместная работа специалистов ИЯФ СО РАН и Объединенного института ядерных исследований (Дубна) позволила получить рекордные параметры охлаждения частиц. «Наш институт создал для ОИЯИ систему электронного охлаждения пучков тяжелых ионов. Это позволило вдвое увеличить скорость набора данных во время экспериментов по изучению плотной барионной материи на фиксированной мишени. В РФ впервые усилиями ИЯФ СО РАН была создана подобная установка для реальных исследований в области физики частиц», — прокомментировал Е. Б. Левичев.
Об экспериментах по измерению структуры нейтрона и антинейтрона на российском коллайдере ВЭПП-2000 говорил заместитель директор ИЯФ СО РАН по научной работе доктор физико-математических наук Иван Борисович Логашенко.
«Объем данных, полученных в ходе работы на ВЭПП-2000 за текущий год, достиг приблизительно четверти от общего плана работы на этой установке. В областях коллайдера, где установлены два детектора: криогенный магнитный детектор (КМД-3) и сферический нейтральный детектор (СНД), происходит столкновение частиц и электрон-позитронная аннигиляция с последующим рождением элементарных частиц. Такая работа позволяет увидеть внутреннюю структуру частиц — формфактор, понять их внутреннюю динамику. В 2022 году специалисты ИЯФ СО РАН первыми в мире измерили структуру нейтрона и антинейтрона вблизи порога реакции — в момент ее рождения. В новых экспериментах удалось увеличить статистику набора данных в четыре раза. Также можно сказать, что мы с лучшей в мире точностью проводим измерение сечения процесса электрон-позитронной аннигиляции в пару нейтрон — антинейтрон», — отметил ученый.
«Наука в Сибири»