Вопрос учёному

Отвечает
главный научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН, заведующий лабораторией сейсмической томографии член-корреспондент РАН Иван Юрьевич Кулаков

Поскольку извергающийся Шивелуч сейчас достаточно активен, ожидать угрозы для населения не стоит. Этот вулкан расположен в довольно безлюдных местах: до ближайшего населенного пункта, Ключей, более 30 километров, и в принципе, даже если предположить, что извержение будет сильным, местных жителей всегда можно эвакуировать. Но, как показали крупные извержения вулканов Шивелуч и Безымянный в прошлом, расстояние в 30 километров слишком велико для по-настоящему опасных воздействий, угрожающих жизни человека.

Отвечает
старший научный сотрудник Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН кандидат физико-математических наук Илья Игоревич Бетеров

Если опираться на то, что говорили о квантовой физике Альберт Эйнштейн и Нильс Бор, то не только носки не подходят для ее описания, но и весь наш существующий язык не может в полной мере описать квантовую физику. На определенном уровне упрощения такие сравнения, конечно, работают, например для тех, кто вообще не сталкивался с квантовой физикой, но это всё еще упрощения, которые совершенно точно не описывают сложность квантовых состояний.

Фото Юли Поздняковой (портрет) и из открытых источников

Отвечает
старший научный сотрудник лаборатории механохимии Института химии твердого тела и механохимии СО РАН кандидат химических наук Денис Александрович Рычков

Экспериментальная химия нужна сразу по нескольким причинам: во-первых, все расчетные данные калибруются и оцениваются по экспериментальным; во-вторых, посчитанные данные необходимо проверять, так как любые заложенные в них модели несовершенны и не могут полностью описать природу; и наконец, большинство расчетных методов, включая хемоинформатику, машинное обучение и другие современные подходы, не могут предсказать феномены, которые выбиваются из общих данных и трендов.

Отвечает
заведующий лабораторией структуры и динамики популяций животных Института систематики и экологии животных СО РАН, заведующий кафедрой экологии биолого-технологического факультета Новосибирского государственного аграрного университета, доктор биологических наук Евгений Анатольевич Новиков

Когда ученые говорят о численности животных, чаще всего они имеют в виду относительную численность, рассчитанную либо на единицу площади (тогда это называется плотностью), либо на единицу промыслового усилия — километры маршрута, ловушко-сутки и так далее. Способы учета очень разнообразны и зависят от изучаемой группы животных. Для того, чтобы данные, полученные в разное время и в разных местах, можно было сравнивать, методы учета стараются стандартизировать — располагают ловушки на одинаковом расстоянии друг от друга и держат их в рабочем состоянии определенное время.

Отвечает
Советник директора по медицинским исследованиям Международного томографического центра СО РАН заведующий лабораторией «МРТ-технологии», главный научный сотрудник профессор, член-корреспондент РАН Андрей Александрович Тулупов

Магнитно-резонансная томография (МРТ) — наиболее информативный метод диагностики заболеваний человека. МРТ принципиально отличается от рентгенографии или компьютерной томографии (КТ), поскольку не использует рентгеновского излучения, а основана на магнитных явлениях в человеческом организме при воздействии сильного магнитного поля.

Отвечает
ученый секретарь НИИ психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского цента РАН, руководитель Междисциплинарного центра профилактики пароксизмальных состояний врач-психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук Татьяна Валентиновна Казенных

Психология  дает нам определение жестокости. Жестокость — это свойство личности проявлять оскорбительные действия, бесчеловечное отношение к другим живым существам, причинять им боль или лишать жизни с чувством собственного удовлетворения.

Это черта личности, которая проявляется в эгоизме, в злобе к окружающему миру, к себе, в зависти и ненависти к людям. Жестокость может проявляться по-разному — от обидных слов до садизма. И самое ужасное, когда человеку это приносит удовольствие.

Отвечает
научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем математики в цифровых технологиях Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, старший преподаватель кафедры алгебры и математической логики Новосибирского государственного университета доктор физико-математических наук Тимур Ринатович Насыбуллов

Теоретически при помощи математики можно избавить город от пробок. Для этого нужно составить математическую модель транспортной системы города и добиться того, чтобы эта система была оптимальной, то есть не допускала ситуаций, когда количество автомобилей на какой-то конкретной дороге сильно превышает пропускную способность этой дороги. Первые модели, описывающие закономерности дорожного движения, были построены еще в начале XX века, после чего с годами они многократно улучшались.

Отвечает
научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем математики в цифровых технологиях Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, старший преподаватель кафедры алгебры и математической логики Новосибирского государственного университета Тимур Ринатович Насыбуллов

Одним из важных направлений в математике является математическое моделирование, то есть описание разных процессов (физических, химических, экономических, социологических и так далее) при помощи уравнений. Здесь для математика важно, во-первых, составить уравнение, которое описывает тот или иной процесс, во-вторых, решить это уравнение и, в-третьих, проверить, насколько адекватно это решение описывает сам процесс. Для составления уравнения, конечно, часто достаточно бумаги и карандаша. Для его решения уже необходим мощный компьютер.

Отвечает
заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета академик Сергей Викторович Нетёсов

Вирус бешенства (rabies virus) входит в род Lyssavirus, который является одним из родов семейства Rabdoviridae. Он поражает серое вещество мозга и вызывает у человека или животного целый ряд симптомов, из которых наиболее яркие — гиперактивность, ярость и агрессия. Когда пациент с развившимся заболеванием становится гиперактивным, у него также начинается интенсивное слюноотделение. Этот момент напрямую связан с боязнью воды, потому что вирус в процессе поражения мозга попадает в слюнные железы и далее — в слюну. Именно через слюну вирус и передается другому человеку или животному.

Отвечает

Галилео Галилей сказал, что математика — это язык, на котором написана книга природы. Грубо говоря, это означает, что любой процесс, который существует в природе, описывается некоторыми уравнениями. Многие из этих уравнений известны науке и широко используются на практике.