Вопрос учёному

Отвечает
ученый секретарь НИИ психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского цента РАН, руководитель Междисциплинарного центра профилактики пароксизмальных состояний врач-психиатр высшей категории, кандидат медицинских наук Татьяна Валентиновна Казенных

Психология  дает нам определение жестокости. Жестокость — это свойство личности проявлять оскорбительные действия, бесчеловечное отношение к другим живым существам, причинять им боль или лишать жизни с чувством собственного удовлетворения.

Это черта личности, которая проявляется в эгоизме, в злобе к окружающему миру, к себе, в зависти и ненависти к людям. Жестокость может проявляться по-разному — от обидных слов до садизма. И самое ужасное, когда человеку это приносит удовольствие.

Отвечает
научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем математики в цифровых технологиях Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, старший преподаватель кафедры алгебры и математической логики Новосибирского государственного университета доктор физико-математических наук Тимур Ринатович Насыбуллов

Теоретически при помощи математики можно избавить город от пробок. Для этого нужно составить математическую модель транспортной системы города и добиться того, чтобы эта система была оптимальной, то есть не допускала ситуаций, когда количество автомобилей на какой-то конкретной дороге сильно превышает пропускную способность этой дороги. Первые модели, описывающие закономерности дорожного движения, были построены еще в начале XX века, после чего с годами они многократно улучшались.

Отвечает
научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем математики в цифровых технологиях Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, старший преподаватель кафедры алгебры и математической логики Новосибирского государственного университета Тимур Ринатович Насыбуллов

Одним из важных направлений в математике является математическое моделирование, то есть описание разных процессов (физических, химических, экономических, социологических и так далее) при помощи уравнений. Здесь для математика важно, во-первых, составить уравнение, которое описывает тот или иной процесс, во-вторых, решить это уравнение и, в-третьих, проверить, насколько адекватно это решение описывает сам процесс. Для составления уравнения, конечно, часто достаточно бумаги и карандаша. Для его решения уже необходим мощный компьютер.

Отвечает
заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии факультета естественных наук Новосибирского государственного университета академик Сергей Викторович Нетёсов

Вирус бешенства (rabies virus) входит в род Lyssavirus, который является одним из родов семейства Rabdoviridae. Он поражает серое вещество мозга и вызывает у человека или животного целый ряд симптомов, из которых наиболее яркие — гиперактивность, ярость и агрессия. Когда пациент с развившимся заболеванием становится гиперактивным, у него также начинается интенсивное слюноотделение. Этот момент напрямую связан с боязнью воды, потому что вирус в процессе поражения мозга попадает в слюнные железы и далее — в слюну. Именно через слюну вирус и передается другому человеку или животному.

Отвечает

Галилео Галилей сказал, что математика — это язык, на котором написана книга природы. Грубо говоря, это означает, что любой процесс, который существует в природе, описывается некоторыми уравнениями. Многие из этих уравнений известны науке и широко используются на практике.

Отвечает
профессор кафедры высшей математики Новосибирского государственного технического университета, кафедры высшей математики физического факультета Новосибирского государственного университета доктор физико-математических наук Артём Павлович Ковалевский

Действительно, математики считают, что вероятность выпадения орла и решки составляет 1/2 или 0,5. Что это значит? Если мы хорошо закручиваем монету при броске, то не можем предсказать, что выпадет. Но, подсчитывая число орлов после большого количества бросаний, видим: орел выпадает примерно в половине случаев.

Отвечает

Следует различать прирученных животных и одомашненных. Приручение не предполагает селекции или отбора по каким-либо признакам, животные остаются дикими и опасными, их поведение может быть непредсказуемым, они просто согласились терпеть людей. Прирученные звери — это, например, африканские слоны, орлы, беркуты, помогающие на охоте, енот-полоскун. Эти животные не боятся человека, но не размножаются в неволе. Если по каким-либо причинам они перестанут находиться рядом с человеком, то смогут выжить в дикой природе.

Отвечает
заведующий лабораторией органического синтеза Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН доктор химических наук Владимир Николаевич Сильников

Действие йодида калия (Kl) на организм хорошо известно. Существуют официальные рекомендации по йодной профилактике, где четко прописаны условия, при которых необходимо применять этот препарат, и его дозы в зависимости от возраста и пола.

Отвечает
главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Геннадьевич Кокоулин

Праздники становятся государственными, когда соответствующие органы власти принимают такое решение. Другое дело, какие именно праздники становятся государственными. В данном случае это зависит от ряда факторов, в частности от политики исторической памяти — какие праздники власть хочет видеть в качестве государственных.

Общими они становятся после того, как основная масса населения принимает их и празднует, то есть соблюдает определенный ритуал или набор ритуалов.

Отвечает
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института молекулярной биологии и биофизики ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины кандидат биологических наук Михаил Евгеньевич Мельников

Как мы знаем, с эволюционной точки зрения важность ощущения горького в том, что этот вкус предупреждает о наличии в пище натуральных токсинов. Поэтому в общем случае люди горькие продукты не любят. Разница между медикаментами и горькими напитками, овощами и другими продуктами отчасти связана с тем, что лекарства более горькие.