Вопрос учёному

Отвечает
Ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией гербарий кандидат Центрального сибирского ботанического сада СО РАН биологических наук Дмитрий Николаевич Шауло

Первоцветы — это народное название для разных видов растений, которые цветут ранней весной, когда снег еще не полностью растаял. В каждом регионе России виды первоцветов могут отличаться. Например, в европейской части страны к первоцветам относятся сциллы или пролески, чистец, различные виды хохлаток (на фотографии), подснежники.

Отвечает
доцент кафедры генетики и клеточной биологии Томского государственного университета кандидат биологических наук Ольга Борисовна Вайшля

Скорее нет, чем да. У белого гриба Boletus edulis и самого вкусного рыжика Lactarius deliciosus, как и у всех шляпочных грибов, две жизни — подземная и надземная. Грибница в почве живет десятки и сотни лет, а плодовые тела — несколько суток. Подземный «интернет» — сеть мицелия — становится способным к производству плодового тела для появления новых комбинаций генов в результате мейотического образования гаплоидных спор только тогда, когда грибница накопила достаточный запас питательных веществ.

Отвечает
главный научный сотрудник Курчатовского комплекса медицинской приматологии (Сочи) доктор биологических наук Валерий Гургенович Чалян

У мартышковых обезьян (Cercopithecidae) есть редкие (2—3 пучка) лицевые вибриссы, которые не имеют собственных мышц и приводятся в движение мимической мускулатурой. Об осязательной роли лицевых вибрисс у мартышковых обезьян данных нет.

У полуобезьян имеются осязательные волоски — вибриссы (3—5 пучков).

У мадагаскарских лемуров есть 4—5 пучков осязательных волос — вибрисс. Парные пучки: более крупный верхнечелюстной, или верхнегубной, иногда образующий усы, и мелкие — подбородочный, надглазничный, заглазничный; непарный пучок — нижнечелюстной.

Отвечает
заведующий лабораторией паразитологии Института систематики и экологии животных СО РАН, главный врач ветеринарной клиники «АС Вет» кандидат биологических наук Сергей Владимирович Коняев

Да, как и у многих многоплодных (имеющих несколько детенышей в помете) животных, у кошек в одном помете могут родиться котята от разных отцов. Это случается значительно реже, чем у собак, так как овуляция (выход яйцеклеток) у кошек происходит прямо во время спаривания, и, как правило, они могут терять интерес к другим самцам. Однако оплодотворение яйцеклетки может протекать на следующий день. Поэтому происходит суперфекундация (оплодотворение двух или более яйцеклеток одного овуляционного периода сперматозоидами. — Прим.

Отвечает
доцент кафедры сравнительной психологии Института медицины и психологии Новосибирского государственного университета кандидат биологических наук Елена Алексеевна Дорошева

— Это самая главная загадка, которую пытаются решить психофизиологии, ее называют основной психофизиологической проблемой.

На записях биоэлектрической активности мозга при фиксации изменений кровообращения мы узнаем, что при поступлении какого-либо сигнала во многих участках мозга происходят изменения. Они сопровождаются созданием чувственных моделей реальности, мыслей о ней, эмоциональных переживаний.

Отвечает
заведующий лабораторией географии и генезиса почв Института почвоведения и агрохимии СО РАН кандидат биологических наук Борис Анатольевич Смоленцев

Ответ на этот вопрос есть в самом определении понятия «почва». Самое простое и понятное следующее: почва — это самый поверхностный слой суши земного шара, возникший в результате изменения горных пород под воздействием живых и мертвых организмов (растительности, животных, микроорганизмов), солнечного тепла, атмосферных осадков (то есть климата), рельефа местности и фактора времени.

Отвечает
старший научный сотрудник Института биологических проблем криолитозоны ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН» доцент, кандидат биологических наук Василий Васильевич Нохсоров

Главный секрет — в удивительных физиолого-биохимических процессах, происходящих в растительном организме, которые помогают растениям за определенное время подготовиться к зиме. За длительное время эволюции они сумели выработать особые способы адаптации к экстремальным условиям среды. Так, перестают действовать фитогормоны-стимуляторы, а вступают в действие другие фитогормоны — ингибиторы, тормозящие все процессы, особенно ростовые, и растение начинает готовиться к периоду покоя.

Отвечает

Весенне-осенние периоды, действительно, негативно влияют на людей с серьезными психическими расстройствами, такими как шизофрения, депрессивные и биполярные аффективные расстройства. Отмечено учащение суицидального поведения при потеплении погоды, в большинстве стран мира увеличивается количество поступлений пациентов в психиатрические стационары осенью и весной.

Отвечает
ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Евгений Павладьевич Рыбин

Вся история человечества связана с предметами и явлениями, которые, как кажется, не несут практической пользы, но на самом деле имеют огромное значение для определения человека как вида, выделяющегося из животного мира целым рядом особых качеств. Среди этих вещей и явлений с самого начала истории людей наряду с полезными вещами — технологически продвинутыми каменными и костяными орудиями, умением строить жилища, охотиться на животных с помощью дистанционного оружия, осваивать самые различные экологические ниши — появляются и украшения.

Отвечает

Лень — это обывательское, бытовое обозначение состояния человека, когда он не хочет выполнять какие-то задачи. Неактивность личности всегда с чем-то связана. Лень в разных ее проявлениях чаще всего оказывается защитной стратегией.