Вопрос учёному

Отвечает
научный сотрудник лаборатории фундаментальных проблем математики в цифровых технологиях Института математики им. С. Л. Соболева СО РАН, старший преподаватель кафедры алгебры и математической логики Новосибирского государственного университета Тимур Ринатович Насыбуллов

Галилео Галилей сказал, что математика — это язык, на котором написана книга природы. Грубо говоря, это означает, что любой процесс, который существует в природе, описывается некоторыми уравнениями. Многие из этих уравнений известны науке и широко используются на практике.

Отвечает
профессор кафедры высшей математики Новосибирского государственного технического университета, кафедры высшей математики физического факультета Новосибирского государственного университета доктор физико-математических наук Артём Павлович Ковалевский

Действительно, математики считают, что вероятность выпадения орла и решки составляет 1/2 или 0,5. Что это значит? Если мы хорошо закручиваем монету при броске, то не можем предсказать, что выпадет. Но, подсчитывая число орлов после большого количества бросаний, видим: орел выпадает примерно в половине случаев.

Отвечает

Следует различать прирученных животных и одомашненных. Приручение не предполагает селекции или отбора по каким-либо признакам, животные остаются дикими и опасными, их поведение может быть непредсказуемым, они просто согласились терпеть людей. Прирученные звери — это, например, африканские слоны, орлы, беркуты, помогающие на охоте, енот-полоскун. Эти животные не боятся человека, но не размножаются в неволе. Если по каким-либо причинам они перестанут находиться рядом с человеком, то смогут выжить в дикой природе.

Отвечает
заведующий лабораторией органического синтеза Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН доктор химических наук Владимир Николаевич Сильников

Действие йодида калия (Kl) на организм хорошо известно. Существуют официальные рекомендации по йодной профилактике, где четко прописаны условия, при которых необходимо применять этот препарат, и его дозы в зависимости от возраста и пола.

Отвечает
главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив» доктор исторических наук Владислав Геннадьевич Кокоулин

Праздники становятся государственными, когда соответствующие органы власти принимают такое решение. Другое дело, какие именно праздники становятся государственными. В данном случае это зависит от ряда факторов, в частности от политики исторической памяти — какие праздники власть хочет видеть в качестве государственных.

Общими они становятся после того, как основная масса населения принимает их и празднует, то есть соблюдает определенный ритуал или набор ритуалов.

Отвечает
ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института молекулярной биологии и биофизики ФИЦ фундаментальной и трансляционной медицины кандидат биологических наук Михаил Евгеньевич Мельников

Как мы знаем, с эволюционной точки зрения важность ощущения горького в том, что этот вкус предупреждает о наличии в пище натуральных токсинов. Поэтому в общем случае люди горькие продукты не любят. Разница между медикаментами и горькими напитками, овощами и другими продуктами отчасти связана с тем, что лекарства более горькие.

Отвечает
ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН доктор исторических наук Андрей Павлович Бородовский

Прежде чем дать ответ на этот сложный вопрос, его надо сначала проанализировать, поскольку его основной смысл сводится к двум важным проблемам. Первая проблема заключается в том, как оценить трудность или сложность изготовления предметов в древности из различных органических и минеральных материалов. Вторая проблема — все эти материалы имеют не только различные характеристики, но и отличаются по взаимоотношению вещества и его естественной формы.

Отвечает
старший научный сотрудник отдела атмосферных исследований Новосибирского государственного университета кандидат физико-математических наук Василий Николаевич Горев

Скорость света конечна, а увидеть — значит, зарегистрировать свет. Это как вчерашняя газета: пока почтальон ее нес, информация устарела. Так что, если инопланетяне уже сейчас находятся в этой точке и у них есть соответствующая оптика, то да, они увидят Землю такой, какой она была 65 миллионов лет назад. Если же они прилетят туда через 65 миллионов лет, то увидят на Земле нас.

Иллюстрация из открытых источников

Отвечает
научный сотрудник ФИЦ «Институт катализа им. Г. К. Борескова СО РАН» кандидат химических наук Юрий Владимирович Дубинин

Факторов, влияющих на взаимодействие различных веществ друг с другом, достаточно большое количество: от внешних условий среды до геометрического расположения вещества в пространстве. Но если рассматривать их глубже, то всё сводится к одному — к энергии. Чтобы два вещества прореагировали, им нужно преодолеть так называемый энергетический барьер. В некоторых случаях этот барьер небольшой, и реакция протекает легко и быстро, в то время как для других веществ он может быть крайне высок.

Отвечает
младший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Алексей Алексеевич Маслов

Известно множество адаптаций птиц к изменению температуры воздуха. Многие из обычных в Сибири видов улетают зимовать в Азию или в Африку через Южную Европу. Понятно, что основная причина такой миграции — не температурный режим, а отсутствие зимой необходимого корма. Мигрируют в первую очередь насекомоядные, водные и хищные птицы. Если где-то создаются условия для относительно комфортной зимовки, то они могут остаться. Например, черные коршуны зимуют на свалках, водоплавающие птицы — на незамерзающих водоемах.