Каких еще животных может приручить человек?

""

Одомашниванием диких зверей и птиц люди занимаются очень давно, и в настоящее время такие эксперименты продолжаются, например в новосибирском Академгородке с лисами и норками. А каких еще животных человек в принципе может еще доместицировать? Что для этого нужно сделать?

Следует различать прирученных животных и одомашненных. Приручение не предполагает селекции или отбора по каким-либо признакам, животные остаются дикими и опасными, их поведение может быть непредсказуемым, они просто согласились терпеть людей. Прирученные звери — это, например, африканские слоны, орлы, беркуты, помогающие на охоте, енот-полоскун. Эти животные не боятся человека, но не размножаются в неволе. Если по каким-либо причинам они перестанут находиться рядом с человеком, то смогут выжить в дикой природе. Одомашненные животные обычно рождаются в неволе и к выживанию в дикой среде уже не приспособлены. Если человек перестанет их кормить и защищать, некоторые виды могут погибнуть. Одомашнивание (или доместикация) зачастую сопровождается селекцией по интересующим человека признакам: сила и выносливость (у лошадей, верблюдов), умение подчиняться командам человека (у собак), качество мяса, молока, шерсти, кожи (у рогатого скота).

Человек одомашнил не так уж много животных: из многочисленных хищных зверей — представителей лишь двух семейств, собаку и кошку, из непарнокопытных — осла и лошадь. Парнокопытных и мозоленогих больше: корова, коза, овца, свинья, як, верблюд, лама, буйвол, олень. Из зайцеобразных — только кролик. Из насекомых доместицированы два вида: шелковичный червь и медоносная пчела. Два обитателя вод: карп и золотая рыбка. Больше всего одомашнено птиц (около 50 видов): куры, утки, гуси, индюшки, цесарки, голуби, канарейки, японский перепел и прочие. Причем в девять видов включены около 6 200 пород.

Одомашнить можно далеко не всех зверей. Для начала нужно понимать цель доместикации. Затем надо подобрать вид, учитывая целый спектр признаков: размер животного (и возможность обеспечения необходимого ему для комфортной жизни пространства); рацион зверя (чем проще он будет, тем дешевле будет его кормить); скорость роста и развития (например, слоны могут начать размножаться к 10—12 годам жизни); психологические и физиологические особенности данного вида животных, которые могут вызвать различные проблемы (например, далеко не все виды размножаются в неволе); особенности взаимодействия конкретных видов животных между собой и с человеком: проблему могут представлять повышенная раздражительность (как у зебр), тревожность, слишком сильная независимость (именно по этой причине кошек можно считать не до конца одомашненными) и многое другое. Также не стоит забывать, что одомашнивание — это сложный, трудоемкий и небыстрый процесс. Эксперимент по доместикации серебристо-черной лисы, американской норки и серой крысы, проведенный в новосибирском Академгородке под руководством академика Дмитрия Константиновича Беляева, показал, что в процессе одомашнивания происходит постепенная трансформация типа высшей нервной деятельности животных, перестройка системы размножения и даже изменение морфологических признаков, то есть внешнего вида: окраса шерсти, формы головы, хвоста и прочего.

Фото Ольги Ивановой